Бактерия Shewanella способна очищать воду и почву от радиации

Южнокорейские ученые из Научно-технологического института Кванчжу обнаружили, что бактерия шеванелла (Shewanella) может поглощать из воды радиоактивный уран.

Бактерия шеванелла представляет собой фотосинтезирующую водоросль, которая в процессе дыхания способна превращать водорастворимые ионы урана-6 в водонерастворимые ионы урана-4. Это их свойство было открыто еще в 80-ые годы американскими учеными.

Несмотря на то, что эта особенность была известна уже давно, до сегодняшнего дня не удавалось извлечь из этого практическую пользу: получаемый водонерастворимый изотоп уран-4 имеет очень маленькие размеры – от одного до трех нанометров, что позволяет ему беспрепятственно проходить через поры всех существовавших фильтров.

Как сообщает Хо Хо Гиль, профессор с факультета технической экологии Института науки и технологий города Кванчжу, им удалось установить, что радиоактивные ионы урана-6 образуют особые нанопроволочки в процессе превращения в ионы урана-4. Они по форме напоминают волос человека, а это значит, что их можно будет отфильтровать. В ходе лабораторных исследований ученым удалось найти эффективную технологию по использованию шеванеллы в качестве очистки радиационной воды, эта технология, по их словам, уже вскоре может быть внедрена в практику.

У шеванеллы есть и еще одно перспективное направление использования. Выделяемые этим микроорганизмом ферменты притягивают ионы тяжелых металлов и преобразуют их в иную форму. Если ученым удастся научится управлять этим процессом, то можно будет получать редкоземельные металлы из отходов.