Закат эры CD

Закат эры CDВенчурный капиталист и управляющий партнер Union Square Ventures Фред Уилсон размышляет о продажах в музыкальном бизнесе XXI века.

   Распространение записей на материальных носителях (например, продажа CD-дисков в магазинах) все еще занимает собой более 50% сферы звукозаписи, но это продлится лишь до тех пор, пока выручка от распространения записей в цифровом виде не превысит доходы, приносимые материальными носителями. Это может случиться уже в нынешнем году. Доходы от материальных носителей не будут снижаться постепенно, скорее, это будет одномоментный резкий спад. Уже через 5 лет материальные носители станут историей.
   Цифровое распространение файлов происходит посредством iTunes и в меньшей степени через Amazon и несколько других компаний. Также сюда включаются доходы от лицензирования потоковых мультимедиа, а именно, доход обязательного лицензирования интернет-радио (Pandora, radio.com и др.) и услуг по запросу, например, Rhapsody, rdio, Spotify, Napster и т.д.
   На сегодняшний день 95% дохода приносит сетевое распространение файлов и 5% приходится на потоковые мультимедиа. Причем из вышеназванных 95% на долю iTunes приходится более 80%. Однако эти показатели более не увеличиваются, в прошлом году был отмечен лишь незначительный рост. Amazon же, напротив, расширяется, но располагает куда меньшей базой. Позиции прибылей от распространения цифровых файлов укрепляются, но не приносят убытка распространителям физических носителей.
Закат эры CD   Потоковые мультимедиа стремительно захватывают мир и, очевидно, отвоюют большую нишу, однако поставщики потоковых услуг угнетены грузом лицензионных выплат.
   Среднестатистический пользователь iTunes тратит на музыку около 50-60 долларов в год. Соответственно, компании звукозаписи ожидают получить 50-60 долларов в год за услуги по запросу. Но для рентабельной работы услуг по запросу в рамках данной модели необходимы выплаты за подписку от 100 до 120 долларов в год. Что еще хуже, звукозаписывающие компании не стремятся поддерживать бесплатные модели из страха каннибализации доходов от распространения файлов.
   Я уже давно говорил, что музыка будет подвержена преобразованиям «облачных» технологий, а превалирующей моделью станет потоковое распространение мультимедиа при поддержке рекламы, например, интернет-радио, а также в стороне не останутся услуги платной подписки. Если это произойдет, компаниям придется брать на себя риски по расширению рынка. Переориентация потребителя требует затрат времени, бесплатных тестовых продуктов, а также продуманных маркетинговых ходов.
   Я бы посоветовал звукозаписывающим компаниям заключать партнерства с инноваторами сектора цифровой музыки, чего они избегали на протяжении долгого времени, ограничиваясь выплатами по счетам распространителей материальных носителей. Но конец CD дисков близок и iTunes не планирует заменить физические носители при таких темпах развития. Именно сейчас самое время инвестировать в создание рынка потоковых мультимедиа. Для компаний звукозаписи эти вложения станут хорошим подспорьем для субсидий и выгодных условий лицензионных соглашений в будущем. В расширение бизнеса необходимо вкладывать средства. Этим я занимаюсь ежедневно. И я бы хотел, чтобы в музыкальной индустрии происходило то же самое.