Поющий доллар

Музыкальная индустрия?—?понятие чрезвычайно сложное, разнообразное, многоплановое и многожанровое. Оно включает в себя все: от вывода артиста на рынок до организации масштабных концертов с участием мировых звезд.

Поющий доллар   Сейчас на российском музыкальном рынке есть некоторое количество лейблов и концертных агентств, но пока основными, постоянно фигурирующими остаются SONY/BMG Music Entertainment, Universal Music Russia, S.B.A./GALA Records, W Record, МОНОЛИТ, СОЮЗ, REAL Records, и государственные?—?IFPI, НПД, РФА, «Информзащита» и др. Остаться на плаву среди изобилия конкурентов довольно сложно. Нужно постоянно создавать новые проекты, представлять интересы авторитетных артистов и вкладывать деньги в новых, организовывать громкие концерты.
   Раскрутка нового артиста?—?большая ответственность, которая стоит немалых денег. Для того чтобы угадать успешный продукт, который не только отобьет вложенное, но и принесет прибыль, нужен как минимум профессиональный нюх или опыт. Расходы на первый хит-сингл, сайт, съемку клипа, его ротацию на ТВ, минимальную рекламу в прессе и сети интернет?—?минимум 200 000 евро.
   Существуют как профессиональные артисты, которые много и тяжело занимаются своим ремеслом с детства, так и проекты, направленные исключительно на коммерческую выгоду. Вторые работают по формуле: деньги + артист = деньги. И мастерство исполнителя в этом случае?—?вещь второстепенная.
   Артисты, уверенные в своем таланте, обращаются за помощью, как правило, в музыкальные лейблы, которые проводят кастинги. Например, компания W Record в сентябре этого года как раз планирует мероприятие, направленное на расширение возможностей молодых талантов?—?W Showcase. За рубежом без прохождения Showcase ни один музыкальный лейбл не начинает работу с артистом, так как на кастинге профессиональная аудитория может оценить способности исполнителя. Представительство американского лейбла W Record внедряет эту практику в России.
   Даже самым одаренным людям для обретения популярности нужны деньги. Запуск проекта стоит от 500 тыс. до 1 млн долларов, но это еще не все. Проект нуждается в постоянных инвестициях, чтобы оставаться узнаваемым. Например, по неофициальным данным, первый вице-президент «Лукойла» Ралиф Сафин вложил в свою дочь Алсу около 5 млн долларов. Только ее первый клип, снятый известным режиссером Юрием Грымовым, и с участием именитых актеров Сергея Маковецкого и Елены Яковлевой, обошелся не меньше чем в 100 тыс. долларов. Клипы Жасмин, по тем же данным, обходились ее мужу, владельцу элитных бутиков и столичного ресторанного комплекса «Эльдорадо» Вячеславу Семендуеву в 120–150 тыс. долларов. Вложения в певицу Катю Лель составили примерно 3-4 млн долларов. На раскрутку Авраама Руссо, по некоторым данным, было затрачено 2,5 млн долларов. Но опытные представители музыкального бизнеса знают, что можно вложить в артиста и несколько миллионов, но он останется безызвестным. Самая прочная популярность?—?это та, которую добиваются трудом и талантом.
   Если говорить о доходах, то, по последним данным журнала Forbes, Стас Михайлов стал лидером рейтинга 50-ти главных российских знаменитостей. Третью позицию занимает Алла Пугачева. Также из музыкантов в нем присутствуют Елена Ваенга и Юрий Шевчук. За время составления рейтинга суммарный годовой доход знаменитостей почти удвоился: $208 млн в 2011 г. против $116 млн в 2005-м.
   На организацию концертов и гастролей требуется не меньше усилий и денег, чем на популяризацию артиста. От того, какого уровня концерт вы планируете, зависит объем вложений. Это может быть фестиваль, сборный концерт, сольный концерт, клубное выступление и т.д. От правильно выбранной программы зависят себестоимость мероприятия и уровень освещения его в прессе.
   Как правило, когда звезда вырастает в своем масштабе, цена на нее пропорционально растет. Организаторам интересны гонорар артиста, технический и бытовой райдер. Окупить потраченные на организацию деньги помогают проданные билеты на концерт, спонсорские пакеты и бартерские сделки с рекламных компаний (газеты, журналы, радиостанции и т.д.). Известно, что в Москве самые дорогие в мире билеты. Цена на них складывается из гонорара артиста, транспортных расходов (авиабилеты, визы и т.д.), расходов по бытовому райдеру (гостиница, питание, внутренний транспорт и т.д.) и технической поддержки (звуковое оборудование, свет). У звезд мирового масштаба в райдере могут быть прописаны изысканные запросы. Все это отражается на цене билета. Цена билета на мировую звезду может колебаться от 1 000 до 100 000 руб. Чтобы не рисковать, в Россию часто привозят безусловных звезд: Elton John или Rolling Stones.
   В 2010 г. результаты концертного бизнеса в мире были не так хороши, как за первую половину 2011. По статистике специализированного портала Pollstar, выручка от проданных билетов на концерты поп- и рок-музыкантов выросла на 11,2%. В этом году впервые с 2004 выросла и прибыль от продажи альбомов. Общая стоимость проданных билетов на концерты во всем мире с января по июнь составила $1,65 млрд., т.е. на $166,2 млн больше, чем за тот же период 2010.

Топ-10 самых прибыльных гастрольных туров первой половины 2011 г.:

1. U2 — $164 млн;
2. Roger Waters — $97,9 млн;
3. Bon Jovi — $92,1 млн;
4. Lady Gaga — $65,3 млн;
5. Usher — $62,2 млн;
6. Kylie Minogue — $52,1 млн;
7. Kenny Chesney — $46,7 млн;
8. Andr? Rieu — $46 млн;
9. Elton John — $44,6 млн;
10. Taylor Swift — $42,9 млн.

   Так как концертный бизнес снова на подъеме, можно говорить о хороших перспективах. На концертах почти не остается пустых мест. В сентябре Москва ждет таких звезд как Avril Lavigne, Elton John, Britney Spears, Maroon 5. Что до раскрутки новых артистов, то Россия все еще ожидает, когда на музыкальной арене зажгутся действительно яркие и талантливые звезды, оправдывающие любые вложения.

Алена Shuss
Специально для
«»