Псевдоглобализация рынка искусства

Псевдоглобализация рынка искусства   Многие соглашаются, что Интернет сделал глобализацию основной тенденцией развития современного рынка искусства. Однако, по моему мнению, не менее интересен еще один тренд – влияние географических и культурных границ на восприятие и интерпретацию людьми произведений живописи. Примером может служить творчество немецкой художницы Ханны Хёх (Hannah Hoch). Показательным моментом могут служить результаты аукциона импрессионистского и современного искусства, проведенного аукционным домом Christie’s 9 марта 2011 года в Нью-Йорке. Две работы Ханны, выставленные на аукционе были проданы по ценам, гораздо выше оценочных. Первый лот, бумажный коллаж под названием «Konstruction», был продан за $104 500 при оценочной стоимости $10 000-15 000 и стал самым дорогим на аукционе. Еще одна работа художницы «5 + 6» была оценена всего в $4000-6000, а выкуплена за $68500. Эти феноменальные результаты побудили меня подробнее исследовать аукционную историю работ Хёх. То, что я выяснил, и привело меня к умозаключениям, которыми я решил поделиться в этой статье. Если бы такие результаты аукциона были случайностью, писать было бы не о чем, однако, неожиданно большая разница между оценочной и окончательной ценой аукциона?—?настоящий тренд.
Псевдоглобализация рынка искусства
Ханна Хёх (1889-1978)
Konstruction (1921)


Тренд, тем не менее, не совсем обычный в связи с четкой обусловленностью географическими и культурными границами. Дело в том, что по сравнению с числом работ Ханны, проданных в Германии, очень ограниченное количество картин было представлено на аукционах за пределами страны. Поэтому, когда одна из картин художницы все-таки выставляется на западном аукционе,?—?в Америке или Великобритании, она неминуемо вызывает интерес коллекционеров. C 1991 года на аукционе Christie’s было продано всего девятнадцать работ Хёх, пять из которых ушли с торгов за цену, на порядок превышавшую оценочную стоимость. Последние две картины упомянуты выше. Предыдущий аукцион Christie’s, на котором была представлена работа Хёх под названием «Mechanischer Garten» (в переводе с немец. яз. «Механический сад»), состоялся в 2007 году в Нью-Йорке. Картина была продана тогда за $824 000 при оценочной стоимости $8 000?–?$12 000. В том же году другая работа Хёх была продана на Christie’s за $217 000 при оценочной стоимости $120 000?–?$160 000. Еще раньше, в 1992 году Christie’s выручил $22 000 за картину, оцененную в $10 000?–?$15 000. На Sotheby’s Ханна Хёх была представлена совсем мало: за все время существования аукциона через него проходили всего две ее работы. Одна из них?—?«Портрет Герхарта Гауптмана» («Portrait Gerhard Hauptmann») была продана за $67 200 (предварительная оценка $8 000?–?12 000) в Лондоне 18 октября 2000 года.
   По данным Artprice.com, в общей сложности 581 работа Ханны Хёх принимала участие в аукционах. Из них, порядка 97% были проданы в Германии, где произведения художницы регулярно выставляются на продажу. Что интересно, в Германии работы Хёх не вызывают такого ажиотажа. Даже наоборот?—?результаты аукционов в основном стабильны и соответствуют невысоким предварительным оценкам. Из пятнадцати работ, проданных по самым высоким ценам, десять выставлялись в Лондоне или Нью-Йорке, две?—?в Швейцарии и лишь три?—?в Германии. Еще более знаменателен тот факт, что из 581 работы только 34 в результате стоили больше 10 000 евро, и только 68?—?больше 5 000 евро.
   Итак, подведем итог. Очень небольшое количество работ Хёх появляется на аукционах за пределами Германии, однако, на родине художницы они выставляются на торги регулярно. Те работы, которые все-таки попадают на зарубежные аукционы, достаются крупным аукционным домам в Лондоне или Нью-Йорке и продаются за цену, в несколько раз превышающую оценочную стоимость и суммы, выручаемые за произведения художницы на немецких аукционах. Если бы ценность работ, проданных в Нью-Йорке и Лондоне, была выше лотов, проданных в Германии, то это могло бы объяснить эту тенденцию, однако очевидно, что в этом случае и их оценочная стоимость была бы выше.
Псевдоглобализация рынка искусства
Ханна Хёх (1889-1979)
Механический сад (1920)


   Интересен также тот факт, что работы, поднявшие на аукционах такой ажиотаж , принадлежат к раннему творчеству художницы (1919-1925 гг.). Из этого можно сделать вывод, что, возможно, эти работы иначе воспринимаются ценителями из Лондона и Нью-Йорка, нежели жителями Германии, где цены на них так и остались сравнительно невысокими. Все эти несоответствия и противоречия позволяют предположить, что рынок искусства не настолько глобализирован, как может показаться. Глобализация, безусловно, имеет место, однако понимание и оценка стоимости предметов искусства не признают глобального подхода.
Ник Форрест,
специально для
«»