Снимать?-?и как снимать? Вот в чем вопрос

Согласно древней поговорке, самое темное время суток - перед рассветом. Российский кинематограф смело подтверждает данную мудрость: темнота опустилась давно, а рассвет никак не наступает. Уже несколько лет подряд отрасль служит гнездом для экономически катастрофической корреляции: чем выше бюджет фильма, тем колоссальней убыток. А вот никакой корреляции между бюджетом и прокатными сборами установить не получается. И, в этой связи и корифеям жанра, и молодым начинающим режиссерам, и продюсерам есть о чем глубоко-глубоко задуматься...

Снимать - и как снимать? Вот в чем вопросЧисников Никита Валерьевич
Родился 16 августа 1981 г. в Москве
Образование  – (МЭСИ), факультет: Экономика и Финансы, специальность: Инвестиции
Кандидат экономических наук.
Телевизионный продюсер.
На телевидении с 1999 года. Потомственный «телевизионщик».
Работал в качестве директора программ («Забытый полк», «Преступление и наказание» и др.)
Участвовал в таких популярных проектах как: «Чистосердечное признание», «Лихие 90-е».  
За проект «Чистосердечное признание» получил серебряную медаль телевизионного конкурса «Золотой Георгий».
В настоящее время является одним из продюсеров проекта «Тайны мира с Анной Чапман» («РЕН-ТВ»), а также продюсером таких фильмов «Вся правда о Ванге» («РЕН-ТВ»), «Страхи большого города» («ТВЦ»), «Я боюсь» («Домашний»), 90-60-90 («Россия-2»)
В 2005 г. награжден серебряной медалью телевизионного конкурса «Золотой Георгий».
В 2008 г. выдвинут фондом Андрея Кончаловского на получение премии ТЭФИ в номинации «Продюсер»
В 2009 г. документальный фильм «Парад века. Знамя Победы» удостоен специального приза на фестивале «Человек и война»



   Обратимся к статистике сборов российского кино. К сожалению, не все фильмы оправдали желаний продюсеров, вложивших немалые деньги на производство:

Фильм

Бюджет

Прокат

Убытки

«Утомленные Солнцем. Цитадель»

$ 40 000 000

$ 7 000 000

$ 33 000 000

«Щелкунчик

и Крысиный король»

$ 90 000 000

$ 14 700 000

$ 75 300 000

«Обитаемый остров»

и «Обитаемый остров: Схватка»

$ 36 500 000

$ 25 700 000

$ 10 800 000

«Тарас Бульба»

$ 25 000 000

$ 15 900 000

$ 9 100 000

«1612»

$ 12 000 000

$ 5 800 000

$ 6 200 000


   В советское время кинопроизводство было полностью подчинено государству. В отличие от нашего времени, тогда задачи кинематографа были иными. Киношников не волновала прибыль картины. Они должны были показать советским гражданам, как жить «правильно» и к чему стремиться. Обычно в репертуаре кинотеатров по несколько месяцев показывали одни и те же идеологически правильные фильмы. А смотреть по сто раз на сталеваров, идущих в светлое будущее коммунизма с песней, мало кто хотел. Безусловно, среди тысяч однообразных картин, выходили истинные шедевры, но в целом зритель в кинотеатры не торопился. Фильмы неделями демонстрировались в полупустых залах. Сформировался устойчивый стереотип — отечественные картины не стоят того, чтобы платить деньги за билет и проводить полтора часа в кинотеатре. Как показывает статистика, в настоящий момент ситуация не улучшилась — в большинстве случаев зритель предпочитает западные фильмы.
Снимать - и как снимать? Вот в чем вопрос   В Америке и Европе кино — это настоящий культ. Кока-кола, попкорн, темный зал и ожидание прекрасной киноиллюзии. Поход в кино был сродни ритуалу, способом провести время и, что называется, себя показать и на других посмотреть. Несомненно, огромную роль здесь играла стабильность жизни граждан. Когда все спокойно — есть время и на развлечения. В нашей же стране культура посещения кинотеатров сравнительно молода. В постсоветский период большинство кинотеатров были распроданы частным собственникам, превращены в импровизированные рынки или снесены. Те кинотеатры, которым удалось уцелеть, не радовали зрителей ассортиментом. Да и народ привык смотреть кино дома, по телевизору, лежа на диване. Удобно, комфортно и, что самое главное, — абсолютно бесплатно! Российские фильмы девяностых годов — подчеркивали реальность, которую люди и без того видели вокруг ежеминутно. В это время зритель, чтобы уйти от надоевшей совковой действительности, обращается к уже не запрещенному «забугорному» кинематографу. Брюс Ли, Жан Клод Ван Дамм и Арнольд Шварценеггер — побеждающие любое, даже вселенское зло, оказались россиянам ближе сталеваров-оптимистов. Люди смотрят американские блокбастеры по пять, десять раз. Их все обсуждают. Они всем нравятся. И, конечно же, неискушенные люди бывшего советского союза буквально восторгаются первыми спецэффектами. О каком же российском кино может быть разговор?!

Самые дорогие франшизы*

Название серии

Кол-во фильмов

Прокат в США (gross)

Международный прокат (gross)

1

Гарри Поттер

8

$2 385 185 107

$7 698 159 208

2

Джеймс Бонд

23

$1 609 487 453

$5 074 402 453

3

Звездные войны

8

$2 226 166 672

$4 411 410 761

4

Пираты Карибского моря

4

$1 279 066 421

$3 718 942 488

5

Шрек

4

$1 270 337 989

$2 955 797 005

6

Властелин колец

3

$1 033 587 872

$2 913 933 388

7

Трансформеры

3

$1 072 158 140

$2 660 592 368

8

Бэтмен

8

$1 465 583 452

$2 645 008 759

9

Человек-паук

3

$1 113 761 163

$2 496 145 679

10

Парк Юрского периода

3

$767 320 741

$2 075 654 626

11

Индиана Джонс

4

$939 110 286

$1 980 610 580

12

История игрушек

4

$883 355 738

$1 947 188 680

13

Ледниковый период

3

$568 291 731

$1 922 125 113

14

Люди Икс

5

$932 853 205

$1 891 394 756

15

Сумерки

4

$792 310 476

$1 806 364 556

16

Матрица

3

$592 293 378

$1 623 116 618

17

Хроники Нарнии

3

$537 719 397

$1 583 639 188

18

Форсаж

5

$699 149 818

$1 573 428 513

19

Звёздный путь

11

$1 014 325 878

$1 463 693 272

20

Миссия невыполнима

3

$529 893 123

$1 401 409 231


   Конечно, сейчас ситуация кардинально изменилась. По сути, наши фильмы практически не уступают зарубежным по качеству съемок, компьютерной графики и игре актеров. Если даже иной раз их не превосходят. Но старый менталитет народа остался. Увы, наше кино пока все также воспринимается зрителем на грани доверия. Что же сделать, чтобы изменить отношение россиян к своему кинопрому? Ответ напрашивается сам — нужно наше кино делать в Голливуде. И чем больше оно американизировано, — тем больший его ждет успех. Режиссер, работавший в Америке, потрясающие спецэффекты, стрельба, погони, остросюжетная линия сценария — залог успеха фильма у российского зрителя. Все бы хорошо, но амбициозные российские кинопроизводители, иногда, кажется, забывают о специфике родного зрителя и назначают премьеру своих шедевров одновременно с непобедимыми американцами, вроде Кэмерона. Конечно же, зритель по старой памяти выбирает последнего.
   Не облегчает жизни российскому кино и век цифровых технологий. Россияне, только недавно пришедшие в стабильность, по-прежнему не любят расставаться с деньгами. Зачем покупать билет или, не дай бог, лицензионный диск — все можно скачать в интернете совершенно бесплатно. К тому же, материальная стабильность позволяет гражданам купить себе неплохой телевизор и посмотреть фильм на широком домашнем экране. Пусть качество будет хромать, но психология русского зрителя нацелена не на качество картинки или звука, а на экономию средств. Да и отследить денежные потоки на кинопросторах нашей необъятной родины крайне сложно. В отличие от западных стран, где принято расплачиваться за все банковскими картами, в России огромнейший оборот наличных средств. И уследить за каждым рублем в кассе кинопроката невозможно.

Как же заработать на кино в России?
   Рынок кинопроизводства в России возглавляет государственный киноконцерн Мосфильм — здесь производятся более ста фильмов ежегодно. Причем на базе Мосфильма существует не только непосредственное производство, но и все сопровождающие цеха — сценарный, художественный, постановочный, реквизиторский, гримерный и др. Таким образом, снимать кино на базе Мосфильма достаточно удобно.
   К сожалению, такие гиганты в прошлом, как Киностудия Горького теперь живет на то, что сдает в аренду площади и студии для съемок телепередач и фильмов, зачастую не собственного производства.
   Существуют также частные студии. Они не могут похвастаться масштабами, зато себестоимость производства фильмов и у них ниже в разы. Самые известные студии — «Базелевс», «А-Медиа», «Централ партнершип» и др. Эти студии нацелены снимать фильмы исключительно с точки зрения зарабатывания денег, поэтому все фильмы их производства — 100% коммерческие. А вот, к примеру, Мосфильм может позволить себе снимать, так называемые, экспериментальные и социальные фильмы. Их бюджет иногда может достигать приличных цифр, но при этом в большой прокат они не выходят и оседают в руках ценителей, профессионалов и чиновников киноиндустриии.
   Вообще, производство фильма с точки зрения бизнеса — черная дыра. В процессе производства бюджет может вырасти в несколько раз. Уследить за тратами практически невозможно! Остановить съемки — значит, полностью проститься с уже потраченными средствами!
   Риск не окупить потраченные средства на кинопроизводстве велик. Это правило действительно не только для России, но и для США. Связано это прежде всего с тем, что каждый фильм — уникальный продукт. Во время производства возникают непредвиденные ситуации, которые часто отрицательно влияют на общий бюджет. Причем эти ситуации уникальны для каждого отдельного фильма.
Однако, не стоит забывать, что кино — это прежде всего искусство. А если искусство еще и приносит прибыль — то это удача. Ну, а в том случае, если затраченные средства не окупились, все равно — фильм навсегда останется в истории кинематографа, что, несомненно, приятно!

Чисников Никита,
специально для «»





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html