Завтрак с инвестором

Завтрак с инвесторомДля удовлетворения спроса инновационно активных компаний на НИОКР бизнесу и научному сообществу нужно в первую очередь наладить эффективную коммуникацию. Своими мыслями о том, как это сделать, делится на страницах аналитического ресурса проректор Уральского федерального университета по инновационной деятельности Сергей Кортов.

— Сергей Всеволодович, затраты на научно-исследо­ва­тельские работы в Уральском регионе в 2010 году существенно увеличились. Вы почувствовали спрос?

— Интерес предприятий к НИОКР однозначно вырос, в университете их объем в 2010 году увеличился на 20%. Во-первых, это связано с государственной политикой, которая в 2010-м стала гораздо активнее. Во-вторых, многие компании завершили модернизацию, вошли в стадию жесткой конкурентной борьбы. У них появилась необходимость создавать новые продукты и уменьшать себестоимость производства.

Но одновременно с этим обострился ряд проблем во взаимодействии науки и бизнеса, я их называю разрывами. Первый — разрыв технологических укладов. Мы проанализировали распределение проектов по технологическим укладам. Выяснилось, что спрос промышленности на R&D (Research and Development) консервирует четвертый, индустриальный уклад. Если мы будем удовлетворять этот спрос, то фактически начнем воспроизводить, возможно, в несколько улучшенном формате, технологии, разработанные 40 — 50 лет назад. Но у вуза есть много разработок в области биофарма, нанотехнологий, приборостроения. Вопрос: кто купит их для его дальнейшего прикладного развития? Ответ: практически никто. Выходит, что вуз вынужден создавать собственные центры R&D и опытные производства, вкладывая в них немалые деньги. Это миссия вузов? Вопрос спорный, но можно констатировать, что эта деятельность для нас достаточно нехарактерна. Мы пошли по этому пути, понимая, что серьезно рискуем.

Второй разрыв — ментальный. Ученые видят в каждом продукте возможность завершить свои НИОКР, а бизнес видит в каждом НИОКР обузу для своего продукта. Это два полюса, и им тяжело договариваться. Необходим, так скажем, класс посредников, который позволит коммуницировать. Мы столкнулись с этим, когда готовили проекты, связанные с фондом «Сколково». Переговоры с инвестором о финансировании проектов в стадии НИОКР — очень серьезное испытание, хотя мы его и преодолеваем.

Третий разрыв — коммуникационный. Практически отсутствуют коммуникационные площадки, в рамках которых бизнес может обсуждать в широком формате свои проблемы и потребности, а научное сообщество представлять результаты. Фактически взаимодействие «предприятие — вуз» должно перейти на основу взаимодействия научной группы с конкретным заместителем директора по науке или с главным технологом. То есть оно должно подняться на более высокий уровень и стать системным.

— В чем вы видите решение коммуникационных проблем?

— Мы ведем переговоры со Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей с попыткой договориться и создать площадку там. Возможно, будет образован отдельный комитет по науке и инновациям, который вместе с бизнесом и правительством возьмет на себя функцию коммуникатора. Это первый вариант. Второй — выставочная деятельность. Сейчас у нас есть одно мероприятие — Иннопром. Мы проводили в этом году на его площадке «завтрак с инвесторами»: проектов оказалось в три раза меньше, чем инвесторов. Хотя ряд компаний согласился финансировать наши разработки, если мы доведем их до опытного образца. Очевидно, что мероприятий с такой концепцией должно быть больше. Третий способ решить проблему — региональные технологические платформы. В частности, мы занимаемся лазерными технологиями и ядерной медициной. Но опять же — одни их не создадим, нужна поддержка бизнеса.

— А общаться напрямую с предприятиями не вариант?

— Вариант, но это возможно только с крупным бизнесом. Сейчас УрФУ создает общие структуры с двумя корпорациями: научно-образовательный центр с НПО автоматики и корпоративный университет с УГМК.

— Вы говорили про выставки. Университету достаточно делать ставку только на Иннопром?

— Конечно, нет. В год мы участвуем в четырех-пяти международных выставках, и в 10 — 12 отраслевых. Но здесь есть еще одна проблема. Если мы идем на выставки, то должны четко понимать цель. Не продемонстрировать что-то и показать уровень разработок, а продать конкретный продукт. Раньше в такой парадигме вуз не работал, этому еще предстоит учиться.

— Сейчас УрФУ создает новую инфраструктуру поддержки инноваций по сути взамен прекратившего существование технопарка «Уральский». Какие ошибки учтены?

— Во-первых, теперь мы будем формировать понимание продукта на этапе, когда появятся первые результаты научного исследования. Раньше было так: давайте еще исследовать, потом еще немного, а потом будем думать, кому это продавать. А нужно на начальной стадии видеть продукт. Во-вторых, фокусировка на проектную команду, а не на одиночку-изобретателя и даже научную группу. Только содружество ученого, менеджера проекта и маркетолога способно получить продукт, пройти трудный путь от научной идеи до бизнеса.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html