То, что скрыто

«Отличный вкус, отличное начало»,?—?говорит герой одного российского фильма, пытаясь соблазнить девушку, покупающую в магазине Nescaf?. Часы Omega погружаются вместе со своим владельцем, знаменитым суперагентом, чуть ли не в Марианскую впадину. Провайдер интернета нового поколения поздравляет нас с Новым Годом каждые две секунды фильма о злоключениях летающего автомобиля. В своем убежище робот Валл-И хранит iPod. Все это?—?проявления огромной индустрии?—?продукт плейсмента. Он проник в книги и видеоигры, но нигде не развернулся так широко, как в киноиндустрии.

То, что скрытоНикита Чисников
Телевизионный продюсер.
На телевидении с 1999 года. Потомственный «телевизионщик».
Работал в качестве директора программ («Забытый полк», «Преступление и наказание» и др.)
Участвовал в таких популярных проектах, как: «Чистосердечное признание», «Лихие 90-е».  
За проект «Чистосердечное признание» получил серебряную медаль телевизионного конкурса «Золотой Георгий».
Является продюсером документального фильма «Парад века. Знамя Победы», который удостоен специального приза на фестивале «Человек и война».
В настоящее время является  одним из продюсеров проекта «Тайны мира с Анной Чапман» (РЕН-ТВ), а также продюсером фильмов «Вся правда о Ванге»(РЕН-ТВ),  «Страхи большого города» (ТВЦ), «Я боюсь» (Домашний), 90-60-90 (Россия-2)


   Реклама для зрителя, какой бы привлекательной ни пытались сделать ее рекламодатели, все-таки фактор раздражающий. По статистике, нагрузка на канализацию и водопровод в жилых домах возрастает именно в те моменты, когда транслируемый фильм или программа прерывается рекламным блоком. Ну, а если у телезрителя в момент демонстрации набивших оскомину рекламных роликов нет желания справить естественные нужды, он, скорее всего, переключит канал. Случайно это или нет, но в последнее время стала заметной тенденция к тому, что рекламные блоки практически на всех каналах включаются одновременно, и у зрителя не остается выбора: приходится смотреть рекламу. Однако выбор все-таки есть. И состоит он в том, чтобы променять просмотр фильма в домашней обстановке, сидя на диване, на поход в кинотеатр. Уж там-то рекламных пауз нет и в помине! Наивный зритель, доведенный до отчаяния навязчивыми образами и слоганами, отдыхает душой, просматривая фильм от начала до конца, ни разу не прервавшись и не потеряв нить сюжета. И никакой рекламы! Заблуждение. Рекламы в кино, возможно, еще больше, чем на телевидении. Только она... хорошо спрятана.

Найди меня
   В 30-х годах прошлого века симпатичный мультяшный морячок Папай активно настаивал на пользе для организма консервированного шпината. Вряд ли фанаты этого мультфильма когда-нибудь впоследствии интересовались тем фактом, что продажи этого продукта в США выросли сразу на 65-70 процентов. Прекрасный результат для производителей шпината! Пожалуй, это был один из первых случаев удачного product placement.


Рекламы в кино, возможно, еще больше, чем на телевидении. Только она... хорошо спрятана.


   Постепенно скрытая реклама стала появляться практически во всех произведениях made in Hollywood. И в какой-то степени наличие или отсутствие product placement в кинофильме является критерием качества: кто же будет в здравом уме платить огромные деньги заведомым неудачникам проката? А речь идет о приличных деньгах. Например, компания Seagram's, которой принадлежит бренд Jack Daniel's, заплатила $1,2 млн создателям фильма «Основной инстинкт» только за одну фразу Майкла Дугласа, обращенную к Шэрон Стоун: «Jack Daniel's подойдет?». После выхода фильма на экраны продажи виски увеличились на $6 млн. Таким образом, вложения для компании окупились в 5 раз.
   Но рекордсменами по наличию скрытой рекламы, пожалуй, можно смело назвать фильмы о Джеймсе Бонде. В «Завтра не умрет никогда» отметилось наибольшее количество брендов, включая шампанское Bollinger, напиток 7UP, электрические бритвы Norelco, косметику Revlon, костюмы Brioni, карточки Visa, авиакомпанию British Airways, снегоходы Ski-Doo, электронику Philips, часы Omega, дорожные аксессуары Samsonite, водку Finlandia с неизменным Martini, а также автомобили Aston Martin, Jaguar, Thunderbird, Range Rover. Сумма, которую выручили за продажу рекламы создатели фильма, впечатляет?—?$70 млн.
   Американские кинопроизводители так «набили руку» за эту почти сотню лет с момента появления первого product placement, что любой товар, появляющийся в кадре, смотрит ся настолько органично, что у зрителя и мысли не возникнет о его инородности и проплаченности. Ну, подумаешь, герой Тома Хэнкса в «Изгое» работает в FedEx, а Уилл Смит и Томи Ли Джонс в «Людях в черном» носят очки Ray Ban.
   Однако же и американского зрителя, видно, доканало такое беззастенчивое пользование его доверием. Фильм «Шоу Трумена»?—?это откровенный стеб над скрытой рекламой, где высмеивается вся система внедрения product placement. В США даже вручается ежегодная премия за самую навязчивую скрытую рекламу. В 2010 году ее удостоилась компания Apple, которая появилась в десяти из 33 фильмов, возглавлявших рейтинг по сборам в США.

Кто ужинает девушку, тот ее и танцует?
   От скрытой рекламы не отказывается и российский кинематограф. А чего отказываться, когда дают? Рекорд-смены в этой области?—?оба «Дозора» Тимура Бекмамбетова. Если в «Ночном дозоре» аналитики насчитали рекламы на $500 000, то в «Дневном дозоре» сумма практически достигла $3 000 000. Но в отличие от американских фильмов, в российских срытую рекламу трудно назвать «скрытой». Она столь навязчива, что порой вызывает недоумение. Чего стоит одна гигантская вывеска МТС в «Ночном дозоре»! Неужели режиссер не доглядел? Это уж вряд ли! Напрашивается вывод: рекламодатель так мечтал подольше лицезреть свой логотип в кассовом фильме, что его напору пришлось уступить. Ну, а проблемы негров (в смысле художественная сторона вопроса) шерифа (рекламодателя), как известно, не волнуют. А жаль… Да и, кроме того, от излишнего навязывания продукта эффект может быть даже обратным. От того, что зритель 20, а не 2 (что было бы логичнее) секунд будет наблюдать логотип Nescafe, на его отношение к растворимому кофе это никак не повлияет. Пусть даже он и увидел его в одном из самых кассовых российских фильмов. И что? После просмотра «Черной молнии» кому-то придет в голову, что отечественный автопром рулит? Уж куда более показательно в этом отношении «Такси» Люка Бессона: после четырех частей задумаешься волей-неволей над тем, что Pegeuot?—?неплохая машина.


Но в отличие от американских фильмов, в российских срытую рекламу трудно назвать «скрытой». Она столь навязчива, что порой вызывает недоумение.


   Но рекламодателя вряд ли можно переубедить: кто платит, тот и заказывает музыку. И к тому же зачем упускать возможность примазаться к чужой славе. Так что тех, кто платит за рекламу и навязывает свои правила игры, где-то даже можно понять. В принципе, даже голливудские мэтры переписывают мизансцены специально под рекламодателя. А уж они-то, наверное, могли бы позволить себе не прогибаться. Но бизнес есть бизнес. Однако «деньги не пахнут» далеко не для каждого режиссера. Примером «антиproduct placement» может служить бунтарь Квентин Тарантино. Не желая рекламировать никакие известные табачные бренды, режиссер выдумал собственный бренд сигарет Red Apple, который можно увидеть в «Бешеных псах», «Криминальном чтиве», «Четырех комнатах», «От заката до рассвета» и в первой части «Убить Билла».

Что бы продать такое ненужное?
   Для скрытой рекламы хорош абсолютно любой товар или продукт. Но есть и региональная специфика. Допустим, в российском кинобизнесе 60 процентов рынка отдано под продукты питания. Гораздо меньше (всего 10 процентов) приходится на косметические товары. Ну, а оставшиеся 30 процентов делят между собой автомобили, банковские услуги, средства связи, курорты, отели и т.п. Увеличивается и сегмент алкогольного и табачного рынков product placement, что связано с запретом российским законодательством прямой рекламы алкогольных и табачных изделий.


В принципе, даже голливудские мэтры переписывают мизансцены специально под рекламодателя. А уж они-то, наверное, могли бы позволить себе не прогибаться. Но бизнес есть бизнес.


   Спектр рекламируемых в американских фильмах продуктов гораздо шире. Что и понятно: ведь product placement все-таки порождение американской киноиндустрии (якобы скрытая реклама в советских фильмах вряд ли являлась таковой: трудно представить, что за «Летайте самолетами аэрофлота» или «Храните деньги в сберегательной кассе» режиссерам приплачивали). Будь то гостиничный бизнес (Bellagio Resort в Лас-Вегасе из «Одиннадцати друзей Оушена», Park Hyatt в Токио из «Трудностей перевода»), мобильные телефоны (Nokia в «Дневнике Бриджет Джонс», Motorola в «Дьявол носит Прада») и даже интернет-провайдер ( America online в фильме «Вам письмо»)?—?все это примеры удачного product placement. И кинопроизводители вовсе не собираются ограничивать себя: нет такого продукта, который не мог бы попасть в кино. И зрителям с этим приходится мириться. Оправдываясь за получение приза за худшую скрытую рекламу, режиссер Оливер Стоун, чей фильм «Уолл-Стрит. Деньги не спят» как раз и стал «победителем» в этой номинации, сказал: «Нам нужна была помощь». Если даже Оливеру Стоуну нужна помощь, то... давайте как зрители будем снисходительны к скрытой рекламе. Ведь во многом благодаря ей мы может наслаждаться настоящими шедеврами мирового киноис-кусства.

Никита Чисников,
специально для «»





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html