Проблема не в отсутствии инноваций, а в отсутствии механизма их использования

Проблема не в отсутствии инноваций, а в отсутствии механизма их использованияПроблема России не в отсутствии инноваций, а в отсутствии реального механизма их использования. Об этом говорит генеральный директор ООО "ЭЛТА" Сергей Перминов в интервью .

Сегодня принято прибедняться и считать российскую инженерную мысль отсталой. Реально же за этим мнением стоит не столько слабость нашей технической интеллигенции, сколько невнятное управление модернизационными процессами в стране. Да, конструкторский корпус получил серьезный удар в годы упадка экономики, но не все же ушли в коммерцию! 10 лет назад мы решили собрать толковых специалистов, потерявших работу в своих НИИ, и создать предприятие с мощным инжиниринговым потенциалом. В результате мы смогли за это время применить практически все современные технологии производства, позволяющие делать уникальные изделия.

Наши специалисты разработали несколько направлений, часть из которых не имеет аналогов в мире. Например, паровые турбины малой мощности от 30 кВт до 2 мВт. Это оборудование со своей теорией расчета, с оригинальной конструкцией (малые габариты, отсутствие масляных ванн, отсутствие редуктора, прямой привод, широкий диапазон регулирования частоты вращения) может применяться в самых различных сферах экономики. Электроэнергия, производимая комплексами на основе этих турбин, как правило, используется на любых небольших объектов и может стать частью реализации областной программы по развитию малой энергетики. Наша технология позволяет значительно снизить затраты электроэнергии на привод устройств и повысить КПД использования пара. В России имеются десятки тысяч источников водяного пара и постоянно строится новые. Паротурбинный привод имеет существенное преимущество – это высокий ресурс. Кроме того, движущиеся части паровых турбин работают в менее агрессивной среде, в отличие от газовых турбин и ДВС, это повышает их надежность и снижает издержки технического обслуживания. Эти факторы существенно влияют на экономическую эффективность работы установки. Немаловажным является и то, что паровой котел, работающий совместно с турбиной, может иметь топку на различных видах топлива: газе, мазуте, угле, древесине, торфе и т.д. Это, в свою очередь позволяет создавать станции, использующие местные виды топлив, тем самым получая дополнительные экономические выгоды. Еще одна тема – энергопоезда. Паровая турбина, установленная на железнодорожной платформе, может обеспечить электроэнергией производственный участок по перекачке нефти или газа в отдаленных территориях. Это намного экономичнее и экологичнее, чем существующие дизельные установки.

Паровые турбины малой мощности можно эффективно использовать как в уже существующих и вновь создаваемых котельных, так и на больших тепловых станциях, имеющих промышленный отбор пара, что значительно расширяет сферу их применения.

Но одно дело разработать продукт, и совсем другое – пустить его в серию и вывести на рынок. Промышленные предприятия крайне неохотно идут на диалог по внедрению новой продукции. К тому же оборудование большинства из них не обладает необходимым уровнем технологий. Исключение составляет, пожалуй, «Уралвагонзавод», где недавно прошло серьезное техперевооружение. Там сейчас стоит современное оборудование, которое может решить самые сложные задачи. Кстати, именно «УВЗ» мог бы заняться реализацией проекта энергопоезда.

Другое направление – структурирование воды. Вода, как известно - одно из самых распространенных на Земле соединений. Она входит в состав многих веществ и является основой всех биологических объектов. Две воды, имеющие одинаковый элементный состав, по воздействию на растения, птиц, животных и организм человека, то есть на все биологические объекты, могут оказывать абсолютно различное влияние. При активации воды на аппарате гидроударного действия, разработанном нашими специалистами меняется, её структура, появляется поле, которое может положительно воздействовать на биологические объекты или угнетать биологические процессы, происходящие в них.

Естественно, что применение такой воды необходимо согласовывать с медиками, поэтому, пока мы планируем устанавливать аппараты только в медицинских учреждениях, чтобы структурированная вода под контролем врачей помогала излечиватьс я больным людям. В целом же область применения структурированной воды очень обширна. Это растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, водное хозяйство…

Еще одной нашей совместной разработкой является сверхкритический окислитель с турбогенераторной установкой, который может за короткое время преобразовать тонны органических отходов в тепловую энергию. Эта установка незаменима на птицефабриках и животноводческих комплексах.

Однако, несмотря на все преимущества наших разработок, им очень трудно найти своего потребителя. Проблема, на мой взгляд, кроется в слабом уровне менеджмента инноваций, в отсутствии механизмов стимулирования внедрения новых разработок на предприятиях со стороны государства. Кроме того, имеет место боязнь внедрения новой техники. Для собственника это «длинные деньги», и в то же время многие сегодня не знают, чем загрузить производство.

Решением проблемы может быть гарантированный государственный заказ для предприятия под различного рода программы федерального и местного значения (например, энергосбережение, утилизация отходов, здравоохранение), который можно легко контролировать, а также создание реестра предприятий с инженерными центрами, заминающимися разработкой новой техники и создания для них льгот по налогам. Инженерные центры могут эффективно работать с промышленными предприятиями, разрабатывая для них новую продукцию, вести конструкторско-технологическое сопровождение, получая определенный процент от каждого произведенного и проданного изделия.

Отдельная проблема - кадры. Внедрение в производство конструкторских разработок – важнейшая часть инженерной работы. В этой сфере нельзя стать высококвалифицированным специалистом, не видя результаты своего труда, воплощенные в конкретное изделие. Сегодня на большинстве предприятий конструкторы занимаются не разработкой новой техники, а сопровождением существующих проектов. А это совсем иной, более низкий уровень специализации. Те, же, кто изобретает что-то новое, работают, в основном, «в стол». Такая ситуация напрочь убивает мотивацию конструктора, и как следствие, саму конструкторскую мысль.

Сегодня основное финансирование, выделяемое по программам модернизации экономики, идет не в реальные инженерные центры, подобные нашему, а в непонятные структуры, в сомнительные технопарки. В результате их получают те, кто любит говорить об инновациях на трибунах. А те, кто реально занимается развитием технологий, вынуждены бороться с рынком в одиночку. В российских условиях это очень сложная задача. Изобретатели могут изменить воду и укротить пар, но бессильны против ледяных торосов системы.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html