Студенты MIT поделились своим опытом создания инновационной экосистемы

Студенты MIT поделились своим опытом создания инновационной экосистемы19 января в НИТУ «МИСиС» прошла конференция «Технологическое сотрудничество: молодые инноваторы в США и России», на которой студенты из МИСиС и Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) обсуждали, как лучше перенять западный опыт в нашей стране и что будет представлять собой так называемая инновационная экосистема - благоприятная среда для успешного развития инновационных компаний при университетах.

Аналог такой экосистемы уже не один десяток лет существует в MIT, портал strf.ru, и, судя по количеству фирм, которые начинали свой путь в стенах MIT, она зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. В России такую инновационную экосистему пытаются создать на базе национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Открытого университета Сколково (Skolkovo Tech).

Залог успеха любой малой инновационной компании – сохранение постоянного контакта со своим университетом, уверены учащиеся Массачусетского технологического института. Молодые инноваторы, учредители фирмы, должны иметь возможность обратиться за консультативной помощью в свой вуз на любом этапе развития проекта, ведь одно дело, когда получаешь знания в теории, а другое – их применение на практике.

Структура инновационной экосистемы MIT как раз выстроена таким образом, что связь с университетом компаниям потерять довольно сложно. Она состоит из трёх уровней, и на каждом особое место отводится советам и помощи, которые необходимы при построении собственного бизнеса – так называемое Mentorship.

Ядро экосистемы – курс iTeams. Это учебный предмет, который преподаётся в школе менеджмента Sloan при Массачусетском технологическом институте. На этих занятиях студенты изучают основы предпринимательства и продвижения своей идеи на следующем этапе (как правило, большинство ребят, посещающих iTeams, уже имеют проект своего будущего стартапа).

Студент MIT Штаубэр рассказал, как найти хорошее рыночное решение для «сырой» инновационной идеи

Второй слой экосистемы – студенческие группы. По словам студента MIT Захарии Штаубэра, именно внутри этих коллективов студенты учатся работать с «сырой» инновационной идеей до тех пор, пока не найдут для неё хорошее рыночное решение. В течение семестра они должны не один раз защищать свои проекты перед жюри, состоящим из венчурных капиталистов, бизнес-ангелов и богатых бывших предпринимателей. При этом эксперты обращают внимание на такие параметры, как ценность самой идеи и насколько данный рынок подходит для её реализации. Если проект получает не слишком высокую оценку, то молодые инноваторы вынуждены искать другое применение своей идеи.

Третий уровень экосистемы – так называемое сообщество (community). Это люди, заинтересованные в создании инновационного бизнеса. Представляя свои проекты перед этим сообществом на различных конкурсах и мероприятиях делового форума MIT, на собраниях клубов предпринимателей, студенты могут привлечь в свою команду нужных людей, которые помогут в воплощении их идеи. Кроме того, на этом уровне решается и проблема финансирования, ведь многие из потенциальных инвесторов хорошо знакомы с проектами, которые вызрели в ходе учебного курса iTeams. Большинство из них участвовали в консультировании студенческих команд в течение всего семестра или в отборе наиболее перспективных идей.

Такая инновационная экосистема обеспечивает проектам, которые становятся основой компаний, хорошее будущее. Так, например, Brontes Technologies, созданная в стенах MIT, была приобретена в 2006 году компанией «3M» за 95 миллионов долларов.

Ярослав Меньшинин: «Наши студенты генерируют идеи. “Сколково” может предложить им ресурсы и возможности реализовать проекты и создать собственный стартап»

В России подобная экосистема будет создана на базе НИТУ «МИСиС» и Открытого университета Сколково, рассказали студенты Московского института стали и сплавов. Уже сегодня среди тех, кто намерен учиться в Skolkovo Tech, самое большое представительство принадлежит учащимся МИСиС – 21 процент. Как объяснил студент МИСиС Ярослав Меньшинин, именно Открытый университет Сколково предоставляет учащимся его вуза все те возможности, которые заложены в инновационную экосистему MIT. «Наши студенты генерир уют идеи. У них достаточно мотивации и желания воплотить эти идеи в жизнь. “Сколково” может предложить им ресурсы и возможности реализовать проекты и создать собственный стартап», – отметил он.

Сергей Марданов: «Открытый университет Сколково как раз создаст такую инновационную экосистему, в рамках которой начнут эффективно взаимодействовать студенты, люди из правительства и бизнеса»

Конечно, малые инновационные компании появляются в МИСиС и без помощи Skolkovo Tech – для этого в стенах национального исследовательского технологического университета функционируют бизнес-инкубатор и Центр коммерциализации. «Но, к сожалению, не всё так хорошо, как хотелось бы, – рассказал руководитель центра развития предпринимательства НИТУ “МИСиС” Сергей Марданов. – Открытый университет Сколково как раз создаст такую инновационную экосистему, в рамках которой начнут эффективно взаимодействовать студенты, люди из правительства и бизнеса. Это и будет главным результатом нашего сотрудничества».

Сможет ли такая инновационная экосистема эффективно работать в России, станет понятно уже в ближайшие три года. Тогда появятся первые выпускники сколковского университета и можно будет судить об успешности их стартапов.