Российская «глубинка»?— опора новой экономики

Российская «глубинка» — опора новой экономикиКендрик Д. Уайт

Генеральный директор и основатель ООО «Марчмонт Капитал Партнерс», Нижний Новгород


   На днях мне довелось посетить очень любопытный семинар в московском центре Digital October, названный «Кладбище прототипов». Там детально обсуждалось, как стимулировать развитие региональных инновационных кластеров. Ключевая мысль данной встречи?—?это то, что инновационная экономика?—?не прерогатива Москвы и Петербурга, она должна идти в «глубинку», и этому надо способствовать. В своей речи ведущий спикер Евгений Кузнецов привел блестящий пример научного парка университета Осло и бывшего ректора этого ВУЗа Стивена Торпа, столкнувшегося с проблемой «кладбища прототипов»?—?«останков» тех проектов, которые на грантовые деньги доходили до стадии прототипов, а там выяснялось, что у проектов нет коммерческого будущего. Что же сделал г-н Торп, чтобы сделать свой ВУЗ эффективнее? Он выработал программу бизнес-менторства под названием Ferrit. Предприниматели теснейшим образом работали с учеными в стенах их лабораторий для создания продукции, нужной рынку. И ректор говорил, что лучше двигаться вширь на дюйм, а вглубь?—?на милю.
   По моему мнению, Россия развивает свою инновационную экономику методом от противного: вширь на милю, вглубь – всего на дюйм. В результате - в стране обширный и весьма быстро растущий сектор информационных технологий. За эти пять лет появилось огромное количество компаний, создающих ПО. Правда, большая часть продуктов?—?это в различной степени копирование западных образцов. В целом это неплохая стадия развития, в ней ничего дурного нет. Но мне кажется, будущее у России в другом. Я твердо убежден, что России нужно развивать фундаментальную науку и вырабатывать стратегии превращения науки в глобальные решения глобальных проблем. Но для того, чтобы это стало реальностью, надо развивать региональные программы взаимодействия с местными ВУЗами, НИИ, инноваторами в продвижении проектов по био- и нанотехнологиям, аэрокосмическим технологиям и пр. Эти высокотехнологичные отрасли могут изменить мир, а в России достаточно региональных инновационных «точек роста» для того, чтобы предлагать свои решения. Вопрос: а как распознать в регионах эти инновационные идеи и подкрепить их капиталом? Ответом могла бы стать сеть технопарков, поддерживающая творческий подход к коммерциализации инноваций. «Марчмонт» прекрасно понимает этот процесс, мы активно сотрудничаем с Ассоциацией технопарков в сфере высоких технологий. Ассоциация создана всего год назад под руководством президента Андрея Шпиленко.В ней объединены 13 технопарков из Новосибирска, Сарова, Калининграда, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саранска, Тюмени, Казани, Белгорода, Кирова, Обнинска, Пензы и Самары. Они готовы «доупаковывать» проекты до уровня, когда идеи станут привлекательными и для инвесторов следующих стадий. Мы также примем участие в этой программе?—?в этом году с серией «Бизнес-лабораторий». Это мастер-классы в каждом из региональных технопарков. Первый пройдет в Новосибирске в конце марта. Задача на ближайшие пять лет?—?разработка методик взаимодействия бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных инвесторов, и, в идеале, крупных предприятий типа «Газпрома», «Роснефти» или «РусГидро», а также разработка технологий, на которые будет спрос в промышленности. Отсутствие такого спроса со стороны хозяев приватизированных в 90-е предприятий и недооценка важности НИОКР?—?серьезная проблема. На Западе компании вкладывают в исследования и разработки в среднем 3,5% оборота, чтобы повысить конкурентоспособность и прибыльность деятельности. В России этот показатель не дотягивает в среднем и до полпроцента. Это пора менять.
Российская «глубинка» — опора новой экономики   Региональные опорные «точки роста»?—?важнейший элемент в этой стратегии. Мне кажется, что первую скрипку могут сыграть сибиряки?—?томичи, новосибирцы, красноярцы. С их взаимопониманием между инноватикой и государством им по силам развить собственный сибирский вариант «Кремниевой долины». Большой потенциал и у Урала. Инновационный хаб Свердловской области продуцирует отличные инициативы, в частности, структуру собственной системы центров «упаковки» проектов (центров proof-of-concept). Челябинские инвестиции в программы поддержки инноваций?—?еще один фактор движения региона вперед.
   У меня дома, в Нижнем Новгороде, мощная индустриальная база, требующая для выживания новой технологической подпитки («ГАЗ», «ЛукОйл» и пр.), 200 тысяч студентов, Саровский технопарк в области?—?и все это совсем недалеко от Москвы. В биотехнологиях в числе будущих мировых лидеров вижу Обнинск. Огромную работу провел Татарстан. ОЭЗ «Алабуга», IT-Парк, «Химград» и прочая инфраструктура помогают компаниям от стадии инкубации до начала производства. Появятся и другие кластеры.
   Через свой сайт и электронные рассылки «Марчмонт» старается дать интересующимся полную картину того, что происходит во всех девяти часовых поясах России. Это и новые проекты, и новые прорывные технологии, и новые компании, ищущие инвестирования от венчурных фондов и бизнес-ангелов. Мы верим, что России по силам расширить свой статус одного из «глобальных программистов» до уровня, когда о стране заговорят как о лидере в сферах куда более высоких технологий.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html