Ковальчук выкупил у Абрамовича четверть "Первого"

Ковальчук выкупил у Абрамовича четверть "Первого"   "Национальная Медиа Группа" (НМГ) приобрела у одной из структур Millhouse LLC блокпакет акций ОАО "Первый канал", рассказал источник, близкий к сделке. По его словам, речь идет о покупке 100% долей в уставном капитале ООО "Растрком-2002", владеющего 25% акций телеканала. Покупателем выступило ЗАО "НМГ", в собственности которого уже находятся 2 федеральных телеканала - 68% РЕН ТВ и 72% ТРК "Петербург - Пятый канал". "Фактически сделка состоялась еще в конце 2010 года. Разрешение антимонопольной службы было получено в последних числах декабря. Официально же о ней может быть объявлено сегодня", - заявил собеседник.

   8 февраля гендиректор НМГ Александр Орджоникидзе подтвердил информацию о покупке блокпакета акций "Первого канала", отказавшись от детальных комментариев. Факт сделки с НМГ также подтвердили начальник управления по информационной политике компании Millhouse Джон Манн и гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст. Представители нового акционера "Первого" вчера заверили, что рассматривают приобретение как долгосрочное и не собираются вмешиваться в текущую деятельность крупнейшего телеканала страны.

   "Первый канал" (сначала он назывался ОРТ) вещает с апреля 1995 года, став правопреемником государственной телерадиокомпании "Останкино". Имеет самое большое техническое проникновение среди всех российских вещателей: сигнал "Первого" принимают 98,8% населения страны. По итогам 2010 года является самым популярным у зрителей: среднесуточная доля аудитория среди всех россиян старше 18 лет, по данным TNS Russia, составила 18,5%. Государство через Росимущество, ИТАР-ТАСС и ТТЦ "Останкино" контролирует 51% телеканала. Оставшиеся 49% до сих пор контролировали структуры Романа Абрамовича - ООО ОРТ-КБ, ООО "Эберлинк-2002", ООО "Растрком-2002".

   Разговоры о готовящейся покупке структурами банка "Россия" пакета "Первого канала" появились на рынке еще весной 2010-го. В ноябре стало известно, что на "Пятый канал" были приглашены, как тогда сообщалось, "для консультаций" менеджеры "Первого" во главе с заместителем руководителя его дирекции информационных программ Алексеем Бродским. К этому времени руководство НМГ уже отстранило от управления РЕН и "Пятым" команду Александра Роднянского и Владимира Ханумяна. В декабре 2010 года Бродский был официально назначен гендиректором "Пятого канала". В новогодние праздники эфир "Пятого канала" был заполнен коллекцией мюзиклов из архива "Первого".

   Сумму сделки стороны не раскрывают, однако источник, близкий к банку "Россия", утверждает, что за акции "Первого" НМГ заплатила около $150 млн. По его мнению, это "вполне рыночная цена, соответствующая данным независимой оценки актива, проведенной прошлой осенью в ходе due diligence". "Могу поздравить коллег НМГ с отличной сделкой", - прокомментировал президент "ПрофМедиа" Рафаэль Акопов. Но, похоже, сделка оказалась удачной не только для покупателя, но и для продавца. Напомним, что в 2001 году структуры Романа Абрамовича приобрели 49% "Первого канала" у Бориса Березовского за $175 млн., то есть весь телеканал тогда был оценен в $357,1 млн.

   Зачем именно НМГ потребовалось входить в капитал уже третьего по счету федерального телеканала, в окружении Юрия Ковальчука обсуждают неохотно. "Покупатель решил расстаться с частью своего пакета, а у НМГ появились свободные средства после продажи доли в НТК (компании "Национальные телекоммуникации". - прим.)", - пояснил собеседник, близкий к акционерам банка "Россия". Напомним, что 4 февраля "Ростелеком" объявил о закрытии сделки по приобретению совместно с двумя другими "дочками" "Связьинвеста" 71,8% акций НТК за 27,907 млрд. руб. ($950 млн.). Крупнейшим продавцом акций НТК (51,8%) выступила НМГ, выручившая за них $690 млн.

   По сравнению с "СТС Медиа" "Первый канал" оценен очень скромно, признает аналитик ИК "Тройка Диалог" Анна Лепетухина. "Либо оценка была нерыночной, либо рентабельность "Первого" значительно меньше, чем у "СТС Медиа", - рассуждает эксперт. - Возможно, при оценке учитывалось и то, что "Первый" - канал для всех, чья аудитория к тому же стареет, а более перспективны все-таки нишевые каналы".

   Свои финансовые показатели ОАО "Первый канал" не раскрывает. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2009 году выручка по РСБУ ОАО превысила 21,96 млрд. руб. (на 12% меньше, чем в 2008-м), чистый убыток составил 881,8 млн. п ротив 3,4 млрд. руб. чистой прибыли годом ранее. При этом сам канал получает субсидии из федерального бюджета на распространение сигнала в городах с населением менее 200 тыс. человек. По данным Счетной палаты на 1 июля 2009 года, кредиторская задолженность "Первого" равнялась 3,965 млрд. руб., из которых примерно 60% составляла задолженность перед поставщиками контента. В 2010 году на размещение рекламы только в федеральном эфире "Первый" мог заработать, по оценке "Квенди Русмедиааудит", 22,9 млрд. руб. Для сравнения: 8 февраля капитализация на NASDAQ единственного публичного российского телевизионного холдинга "СТС Медиа" (каналы СТС, "Домашний" и ДТВ) превышала $3,5 млрд. Выручка "СТС Медиа" по US GAAP в 2009 году достигла $506 млн., чистая прибыль - $100,4 млн., за январь-сентябрь 2010-го - $379 млн. и $70,4 млн. соответственно.