Краудфандинг – самый современный способ привлечения инвестиций

У программистов, производителей и разработчиков, желающих реализовать свои креативные идеи без подписания кабальных контрактов и уступки прав на продукт, теперь есть альтернатива – краудфандинг.

Началась новая эра венчурного бизнеса: теперь капитал можно привлекать небольшими суммами от сотен и даже тысяч микроинвесторов. Одной из самых популярных платформ для этого является Kickstarter.

Сервис был запущен в 2008 году и за это время стал лидером в своей сфере. По словам представителя компании, в 2012 году проекты получал больше денег через сервис, чем выделяется в бюджет Национального фонда искусств и гуманитарных наук.

Конечно, Kickstarter – не единственный вариант. Есть такие сайты, как Indiegogo, Feed the Muse (для музыкантов), 8-Bit Funding (для инди-игр) и Sponsume (для британских проектов).

Но мы подробно остановимся на самом популярном сервисе. Kickstarter работает следующим образом: инициатор создает проект в одной из 13 категорий – от музыки и фотографии до издательского бизнеса и технологий – с указанием минимального объема финансирования, необходимого для реализации проекта, и периода финансирования (минимум 30 дней).

Пользователи-инвесторы выбирают размер капиталовложения – от $1 до $10,000. Если минимальная сумма набирается до истечения срока финансирования, Kickstarter получает 5% привлеченных средств и переводит остаток на счет инициатора. Если минимальное финансирование не получено, никаких отчислений не получит никто: ни сервис, ни инициатор проекта.


Скрытый бонус вот в чем: даже если необходимый капитал привлекается гораздо раньше установленного срока, сбор средств все равно продолжается, пока не выйдет время. Результат – ОЧЕНЬ успешные проекты, например, Diaspora.

Для тех, кто в курсе: в рамках проекта студенты Нью-Йоркского университета хотели привлечь $10,000 на разработку социальной сети. Проект понравился тем, что хотел найти альтернативу Facebook, и, в результате, студенты получили $200,000 на его реализацию.

Почему они инвестируют?

Ключом к привлечению средств через Kickstarter является обещанная награда: это может быть как стикер на бампер автомобиля, так и предзаказ на продукт или лавры продюсера фильма, например. Здесь все основано на честности инициаторов: Kickstarter требует указывать примерную дату выдачи вознаграждений, однако отследить или проконтролировать процесс после распределения средств сервис не может.

Взлеты


С Kickstarter связано множество историй успеха. Одна из последних – проект Pebble, связанный с выпуском наручных часов с Bluetooth, которые можно подключить к телефону и Интернету. Pebble привлек на $5 млн больше запрашиваемой суммы в $100,000.

В чем секрет? Вложение минимум $99 гарантирует пользователю получение таких часов после из выпуска в сентябре. Несколько инвесторов вложили $10,000 в обмен на 100 часов Pebble.