Кинотеатр как бизнес

   Еще совсем недавно, кажется, вся Москва заговорила о новом тренде?—?креативный класс, пресыщенный тотальной властью больших кинотеатров, поспешил открыть локальные некоммерческие киносалоны в своих квартирах. 
   Однако, как показывает приведенная ниже статья, их созидательный импульс должен был бы оказаться центробежным: в регионах совсем нет и сотой доли киномультиплексов. В общем, похоже, намечается новая интересная ниша.


Кинотеатр как бизнесНикита Чисников
Телевизионный продюсер.
На телевидении с 1999 года. Потомственный «телевизионщик».
Работал в качестве директора программ («Забытый полк», «Преступление и наказание» и др.)
Участвовал в таких популярных проектах, как: «Чистосердечное признание», «Лихие 90-е».  
За проект «Чистосердечное признание» получил серебряную медаль телевизионного конкурса «Золотой Георгий».
Является продюсером документального фильма «Парад века. Знамя Победы», который удостоен специального приза на фестивале «Человек и война».
В настоящее время является  одним из продюсеров проекта «Тайны мира с Анной Чапман» (РЕН-ТВ), а также продюсером фильмов «Вся правда о Ванге»(РЕН-ТВ),  «Страхи большого города» (ТВЦ), «Я боюсь» (Домашний), 90-60-90 (Россия-2)


Кинотеатр как бизнес   Практика учебы во ВГИКе, да и собственный опыт, показали, что любой кинофильм лучше всего «раскрывается» при просмотре его не на экране телевизора (даже широкоформатного), и тем более не на экране ноутбука, а в зале с большим экраном, с хорошим качественным звуком и соседями по креслу, которые создают необходимую атмосферу того, что вы пришли смотреть поистине «большое кино». Только кинотеатр может дать истинное удовольствие от просмотра кинофильма.
   Если в Москве проблемы с недостатком хороших кинотеатров нет, то в регионах картина иная. Старые советские кинотеатры превращены в мебельные магазины и салоны китайских автомобилей. Кому же, как не предпринимателям, восстанавливать традиции вечерних походов в кино?
   Кинотеатры имеют огромное социальное значение. Куда пойти вечером или куда сводить девушку?—?острый для молодежи вопрос. За неимением лучшего молодые люди все чаще проводят вечера в компании с алкоголем, нежели в компании Спилберга или Михалкова.
   Спрос на кинотеатры, особенно в регионах, огромный! Более того, учитывая социальное значение, региональные власти поддерживают создание кинотеатров.
   Налицо вывод: открывать кинотеатры не только нужно, но и выгодно! Как же открыть кинотеатр?
   В первую очередь необходимо решить, что именно вы хотите открыть: небольшой кинотеатр с одним залом (30-50 мест) или многозальный кинотеатр. А возможно, это будет целая сеть кинотеатров в городе?
   Все, конечно, зависит от возможности предпринимателя, но выгоднее всего открывать сеть кинотеатров в городах-миллионниках. Чем больше кинотеатров в сети, тем дешевле содержать управляющую компанию, легче снижать издержки, вырабатывать единую концепцию оформления, обслуживания и пр., получая больше прямых и косвенных бонусов.
   В 90-е годы открывать многозальники и было неэффективно?—?кинопрокатчики не привозили достаточного количества фильмов. Но в настоящее время в Россию завозятся сотни фильмов в год?—?6-10 фильмов в неделю. Это позволит построить расписание показов так, что зритель, приходя в многозальник, будет знать, что в течение получаса он наверняка попадет на интересующий его фильм.
   Кроме того, крупной сети поставщики специального кинопроекционного оборудования предоставляют скидки. Также если сеть включает в себя многозальные кинотеатры, то в этом случае она становится привлекательнее для рекламодателей, а ведь это немаловажная статья доходов.
   Рука руку моет. За счет размера сети снижаются. Если возникнет необходимость закрыть один кинотеатр, это не скажется серьезным образом на работе всей сети в целом. При этом общекорпоративные издержки практически не меняются в зависимости от количества кинотеатров в сети: рекламный и прокатный отделы, отдел развития, отделы снабжения и эксплуатации работают на все кинотеатры сети одновременно.
   Приблизительный объем инвестиций в многозальный кинотеатр площадью 3-4 тыс. кв. м., вме щающий в себя от шести до девяти залов, составит 2-3 млн долл. Следовательно, запуск одного зала обойдется в среднем в $300-400 тыс. Для того чтобы быть коммерчески выгодным и популярным, кинотеатры должны иметь только качественное проекционное, звуковое и звукоизоляционное оборудование. Следует учесть, что посещаемость кинотеатров зависит от цены на билет, месторасположения и дополнительных услуг (наличие кафе, игровых автоматов, магазинов). Для некоторых городов очень важно иметь удобную парковку перед кинотеатром.
   Затраты на кинотехнологическое оборудование для оснащения одного кинозала на 300-400 мест составляют около 100 тыс. долл. При этом надо учитывать, что стоимость оснащения зала на 600-700 мест может увеличиться в несколько раз: проектору нужна более мощная лампа, а также большее количество усилителей и звуковых колонок.
   При создании  VIP-зала расходы на  технику особо не изменятся, даже где-то можно сэкономить, поскольку размер зала, как правило, меньше. Затраты на оборудование такого «привилегированного» зала увеличиваются за счет стоимости кресел. Если стандартное кресло стоит 200 долл, то цена VIР-кресла может достигать 2 тыс долл.
   Обязательно для любого современного кинотеатра наличие кафе, бара или даже ресторана. Необходимо разработать одну единую концепцию для всех кинотеатров сети. Желательно, чтобы меню, ассортимент и цены были примерно одинаковы. Это создаст единое отношения к сети кинотеатров. Потенциальный зритель всегда знает, что его ждет в кинотеатре сети, какие цены и какое качество.
   В восьмизальном кинотеатре должны быть как минимум две точки общественного питания, одна из которых продает только поп-корн и безалкогольные напитки, а вторая предлагает более широкий ассортимент, включая горячие блюда.
   Как правильно выбрать месторасположения кинотеатра? При выборе помещения не стоит уделять большое внимание старым советским одно-двухзальным кинотеатрам. Хотя месторасположение у них, как правило, одно из лучших в городе, инвестиции в реконструкцию с расширением количества залов не окупаются.
   Для окупаемости кинотеатру необходим поток 4-5 тыс. человек в день. Идеальное месторасположение: большой торгово-развлекательный комплекс площадью от 40 тыс. кв. м, где можно построить шести-восьмизальный кинотеатр.
   Выкуп в собственность недвижимости для кинотеатра обойдется еще в несколько миллионов долларов. Правда, аренда тоже потребует начальных вложений. Выбор?—?арендовать или выкупать помещение?— зависит от арендной ставки. Региональные строители торгово-развлекательных комплексов часто свои площадки продают, поскольку на начальном этапе строительства им не всегда хватает собственных средств.
   А что показывать? В шести-восьмизальном кинотеатре должно идти минимум пять-шесть фильмов, причем каждую неделю в прокат должен выходить новый. Как правило, по четвергам. Это сделано специально, так как ближе к выходным количество зрителей увеличивается.
   Некоторые фильмы, которые на Западе имеют успех,  в России проваливаются. Иногда бывает и так, что фильм с художественной точки зрения неудачен, но выделяемые дистрибутором средства на рекламу такие, что зрители все равно на него пойдут.
   Значимой проблемой для федеральных киносетей сегодня стала централизация управления кинотеатрами. Нужно решать такие задачи, как унифицированное ИТ-обеспечение бэк-офиса, единая онлайн-проверка отчетов о посещаемости, продажах билетов и состоянии точек питания. Эти процессы должны быть идеально отработаны, чтобы иметь возможность при необходимости оперативно менять расписание сеансов, ценовую политику и т. д.
   Другая немаловажная проблема?—?система подсчета зрителей в кинозалах. Сейчас в основном все это делается устаревшими методами: специально обученные люди заходят в зал и пересчитывают зрителей «по головам». Сначала это делают представители кинотеатра, потом прокатчика, а затем они сверяют цифры. Усовершенствовать этот процесс позволяет установка инфракрасных датчиков или цифровых камер. В этом случае и мы, и дистрибуторы в онлайн-режиме можем получать объективные данные.
   Какой можно сделать вывод? По всей видимости, открытие сети кинотеатров в регионах?—?задача рискованная, но безумно интересная, и, при соблюдении правил ведения бизнеса, прибыльная.


Никита Чисник ов,
специально для
«»