Аспекты инновационной деятельности транснациональных корпораций

«Психологические аспекты инновационной деятельности транснациональных корпораций»

Аспекты инновационной деятельности транснациональных корпорацийКабанова О.Н.
Доцент кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»



   Современный этап развития российской экономики требует стимулирования внедрения инновационных решений. В научной литературе большое внимание уделяется изучению инновационности как фактора, во многом определяющего эффективность экономического поведения. Исследование данной междисциплинарной тематики автор считает очень перспективным и актуальным.
   В исследованиях инноваций значительную долю составляют работы, посвященные анализу детерминант успешной инновационной деятельности, которые условно можно разделить на две большие группы: личностные и организационные. Это?—?уровень внутренней среды организации. Личностные детерминанты связаны, прежде всего, с теми психологическими характеристиками субъекта, которые способствуют или препятствуют протеканию инновационных процессов. Организационные факторы связаны, в первую очередь, с теми структурными и социально-психологическими параметрами системы или организации, которые оказывают на судьбу инноваций наибольшее влияние. Это учитывают в своей деятельности успешные многонациональные корпорации.
   Особый интерес вызывает анализ опыта таких компаний, поскольку они работают в кросс-культурной среде. Проводятся исследования кросс-культурных особенностей лидерства, мотивации, коммуникации, принятия решений, что необходимо для успешного ведения бизнеса.
   Возраст организации также оказывается существенным фактором, оказывающим влияние на ее инновационность. Те фирмы, которые работают на рынке значительное время, в большинстве случаев обладают большей устойчивостью, чем молодые. ТНК, следуя данной логике, должны стать аутсайдерами инновационного процесса, однако во многих случаях они становятся инициаторами и двигателем процесса обновления. В институциональной структуре ТНК, как правило, выделены подразделения или сотрудники, отвечающие за развитие инновационных процессов в организации. Ряд процессов во избежание внутренней психологической напряженности в коллективе отдаются сторонним организациям на аутсорсинг.
   Размер организации также оказывает влияние на ее инновационность. Большие организации испытывает большие трудности в приспособлении к постоянно меняющимся требованиям и запросам окружающей бизнес-реальности. В ТНК для поддержки инновационного климата умело пользуются системой мотивации персонала и делегирования полномочий.
   За рубежом активно используется теория психологического капитала. По определению ученых, он представляет собой «позитивное психологическое состояние индивидуума, направленное на развитие» (Лувенс, 2007). Высокий уровень психологического капитала (PsyCap) личности обеспечивает результативность инновационной деятельности, что выражается в создании, продвижении и внедрении инноваций. Психологический капитал сотрудников является одним из ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
   Согласно результатам небольшого числа кросс-культурных исследований, Шейн (1995) определил, что на инновационность и изобретательность влияют два измерения культуры. Первое?—?степень горизонтальности-вертикальности общества, другими словами, централизация или децентрализация власти, насколько общество иерархично; второе измерение?—?индивидуализм. Результаты исследований в США показали, что индивидуалистические и «горизонтальные» общества более изобретательны и более склонны к инновациям.
   Итак, можно сказать, что большими новаторами будут представители индивидуалистических культур с развитой системой коммуникаций. Психологические характеристики инновационной деятельности требуют определенной среды?—?равенства в отношениях, одинаковых возможностей для всех, поощрение индивидуального развития, наличие некоторой степени свободы, хороших коммуникаций, в частности, возможности свободно выражать свои мысли и чувства.
   В настоящее время растет число международных компаний, все больше зарубежных ф ирм открывают дочерние предприятия в России, а российские предприниматели стремятся выйти на внешние рынки. Суметь правильно адаптировать установки головной компании в области инновационной деятельности к ценностям дочерних компаний значит заложить основу конкурентоспособности компании.