social media

ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Мой Круг, LinkedIn?—?все мы имеем профайл или личную страничку хотя бы в одной из этих сетей и с достаточной регулярностью следим за обновлениями на страницах наших друзей и знакомых. Социальные сети настолько захлестнули умы современных маркетологов, что появилось несметное количество книг, тренингов и Интернет-ресурсов, посвященных работе с социальными сетями и блогосферой. Поскольку эта тема выступает сферой моего профессионального интереса, а мои принципы работы с социальными сетями, которые я воплощаю вот уже несколько лет на практике, отличаются от принципов большинства других участников рынка, я прямо сейчас торжественно обещаю, что поборю лень и напишу книгу и про социальные медиа.

social mediaИлья Балахнин
Генеральный директор и управляющий партнер New Media & Digital агентства Paper Planes, директор школы New Media Idealogy, руководитель WebInCo Russia, вице-президент IABC/Russia по инновациям.
2011 год?— шеф-редактор



   Пока отмечу только, что, если говорить о социальных медиа, можно выделить 10 видов площадок, которые могут быть к ним отнесены:

1.  Площадки для публикации материалов. Самой известной площадкой здесь выступает Википедия – огромное коллективное хранилище знаний по любой тематике. Как мы в дальнейшем увидим, вики как способ организации совместной осмысленной деятельности проявляется не только на уровне создания баз знаний (что само по себе представляет колоссальный интерес, скажем, для HR), но и на уровне стратегического менеджмента организации. Сюда же можно отнести разнообразные сервисы для stand-alone блогов, в частности WordPress и Blogger. Мотивы, заставляющие людей вести такого рода медиа, могут быть совершенно разными. От банального желания выговориться до экспертного позиционирования. Так или иначе, если практическая и информационная ценность stand-alone блоггинга в России может быть поставлена под сомнение (как жанр он у нас в стране так и не состоялся, почти без боя проиграв войну Живому Журналу), то ценность Википедии для России сложно переоценить. Во время лекций, семинаров и тренингов я всегда спрашиваю слушателей разного пола, возраста, социального положения, пользуются ли они Википедией. 100% слушателей пользовались ей хотя бы раз в жизни, 90%?—?раз в месяц; порядка 70%?—?раз в неделю; не менее 30%?—?каждый день.

2.  Площадки для того, чтобы делиться всевозможным контентом: YouTube?—?для видео; Flickr?—?для фотографий; Slideshare?—?для презентаций; Last FM?—?для музыки; Delicious?—?для новостей, и так далее и тому подобное. Исторически развитие данного типа площадок оказалось связано со становлением DIY-медиа (от английского Do It Yourself?—?сделай сам). Еще в начале XX века производство любого контента было сопряжено с большими трудностями и затратами: фотография, звукозапись и даже издание книги требовали сложных и дорогостоящих операций, однако технический прогресс дал каждому возможность создавать фотографии, издавать книги, снимать фильмы и даже запускать свои радио- и телеканалы. Так оформилась целая среда DIY-медиа, которые стали в своих узких нишах подчас даже популярнее своих профессиональных «коллеги»: здесь можно вспомнить и знаменитые пиратские радио, воспетые создателями фильма «Рок-Волна», и набирающий популярность телеканал «Дождь», и многочисленные конкурсы римейков голливудских блокбастеров, снятых любителями.

3.  Площадки и платформы для организации дискуссий. Исторически одной из первых таких площадок был хорошо знакомый всем движок phpbb, на котором еще несколько лет назад была сделана добрая половина форумов. Сейчас перечень такого рода платформ гораздо шире и дополнился, прежде всего, всевозможными IM (сервисами мгновенных сообщений типа ICQ или Google Talk). Несмотря на бум социальных сетей, форумы зачастую остаются важным каналом коммуникации. Прежде всего, это касается регионов либо узких аудиторий, сложившихся еще до появления социальных сетей и не перешедших на новые платформы, например, форум автомобилистов на портале auto.ru.

4.  Социальные сети, о которых уже было кратко сказано чуть выше.

5.  Микроблоги. Прежде всего, конечно, Twitter и его ближайшие преследователи типа Plurk. В нашей стране Twitter своим развитием обязан не в последнюю очередь персоне Президента Дмитрия Медведева. Тот факт, что первое лицо государства пользуется Twitter, подстегнуло приток туда целого ряда крупных федеральных чиновников и губерна торов (Полтавченко, Белых, Дворкович), а также celebrity (Тина Канделаки, Павел Воля, Екатерина Гордон) и журналистов (Владимир Соловьев, Максим Букин, Николай Турубар).

6.  Агрегаторы социальной информации. Самой известной в России из такого рода площадок является FriendFeed, популярность которого за последние два года серьезно снизилась.

7.  Лайвкасты. Сервисы, позволяющие в прямом эфире смотреть и комментировать трансляции каналов телевидения, не доступных для пользователя по телевизору. Скажем, отдельной популярностью у спортивных фанатов пользуется Justin.tv, где можно смотреть трансляции многочисленных футбольных матчей всех мыслимых чемпионатов: от Англии до Австралии.

8.  Виртуальные миры. Еще пару лет назад «гремел» The Second Life, огромный виртуальный мир, где в автономном режиме формировалась своя экономика, сеть социальных связей и бизнесов, а также виртуальных представительств реальных компаний. Новые виртуальные миры появляются довольно редко, хотя нельзя не отметить интересный и амбициозный проект Enthropia Universe и любопытные идеи, касающиеся применения The Second Life для дистанционного образования.

9.  Социальные игры. Многочисленные приложения, использующие в качестве игроков базы пользователей крупных Интернет-ресурсов. Так, например, компания Astrum Nival собрала большую часть аудитории своих игровых проектов за счет портала mail.ru, а знаменитый «Счастливый фермер»?—?за счет пользователей ВКонтакте. Ключевая особенность такого рода игр?—?возможность взаимодействовать с реальными друзьями и знакомыми, в том числе через подогревание духа соревновательности, который и стимулирует игроков к совершению неоднократных микроплатежей?—?основной статье доходов компании.

10. Массовые Многопользовательские Онлайн Что-Нибудь. Да, именно так. MMO?—?особый вид социальных медиа, частично вмещающий в себя как виртуальные миры, так и социальные игры. Классическим примером MMO является знаменитый World of Warcraft?—?ролевая игра, где каждый может создать себе эльфа, гнома, минотавра или иного персонажа и, взаимодействуя с другими участниками игры в рамках взаимопомощи или конфликта, развивать свое альтер эго.

   Таков краткий список социальных медиа.
   О том, как применять их и формулировать высокоточные коммуникационные стратегии, я расскажу вам в следующий раз.


Илья Балахнин,
шеф-редактор «»