И грянул гром!..

Наручные часы PEBBLE, которые подключаются к iPhone или Android, и позволяют видеть на циферблате входящие звонки, смс и новые письма на электронной почте, вряд ли удержал свой рекорд надолго. Напомним: компании-разработчику удалось привлечь $10.3 млн от 68,929 пользователей платформы Kickstarter.

Предыдущим рекордсменом была видеоигра Double Fine Adventure, привлекшая $3.3 млн в марте (см. таблицу 1). Но ведь до февраля ни одной компании не удавалось привлечь больше $1 млн. Сейчас таких компаний уже 7!

Очевидно, что краудфандинг набирает популярность огромными темпами. Согласно отчету исследовательской компании Massolution, в текущем году с помощью краудфандинга будет привлечено порядка $2.8 млрд по всему миру, в то время как в 2011 году этот показатель равнялся $1.5 млрд, в 2009 - всего $530 млн (см. таблицу 2).

И грянул гром!..


И грянул гром!..


В общей сложности, сейчас существует более 450 краудфандинговых платформ, из них 4 – в Китае, что почти в пять раз больше по сравнению с 2007 годом, когда таких сервисов было менее 100.

В этом месяце больше всех венчурного финансирования привлекла платформа Indiegogo, получившая $15 млн финансирования в рамках серии А, проведенной Insight Venture Partners и Khosla Ventures при участии существующих инвесторов компании Metamorphic Ventures, MHS Capital, ffVenture Capital и Стива Шетлера (Steve Schoettler).
Больше всего «краудфандинговый эффект» заметен в творческих сферах: к примеру, порядка 10% всех фильмов, показанных на Каннском кинофестивале, в этом году были профинансированы с помощью краудфандинга.

После принятия нового закона Jumpstart Our Business Start-ups (JOBS), компании также получат новый способ привлечения финансирования. Краудфандинг будет основным источником финансирования компаний малого бизнеса. Или это преувеличение?

Краудфандинг не стоит считать панацеей, однако он отлично подходит для индустрий, занимающихся созданием интеллектуальной собственности. Например, вместо того, чтобы распространять программное обеспечение бесплатно, можно сначала привлечь деньги с помощью краудфандинга – это выгодно и разработчикам, и пользователям, которые за свой вклад получат доступ к ПО раньше других.