Венчурные инвестиции в Рунет в 2011 году возросли до $1 млрд

Объем инвестиций в российские стартапы и интернет-компании в 2011 году вырос в 2 раза по сравнению с 2010 годом - до 1 миллиарда долларов, говорится в исследовании венчурной компании Fast Lane Ventures.

В 2010 г. на российском интернет-рынке проведено 59 сделок. В молодые интернет-компании и стартапы инвестировано $225 млн, что составляет 17,3% от общего объема инвестиций в Рунет с учетом двух крупнейших сделок с участием зрелого бизнеса: IPO Mail Group и покупка доли в VKontakte компанией Mail Group ($1,3 млрд).

А в 2011 году количество сделок резко увеличилось почти в 3,6 раза (215). Общий объем инвестиций возрос до $540 млн, что составило уже 26,7% от общего объема рынка ($2,15 млрд с учетом IPO Yandex, покупки доли в VKontakte компанией Mail Group, инвестиций ruNet, Rakuten и Index в Ozon).
Несмотря на позитивную динамику, российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным.

По оценкам экспертов Fast Lane Ventures, объем непубличных сделок в Рунете примерно равен объему публичных, информация по которым открыта. С учетом нераскрытых сделок эксперты Fast Lane Ventures оценивают общий объем инвестиций в российские интернет-компании и стартапы на уровне около $500 млн в 2010 году и $1 млрд в 2011.

Последние два года продемонстрировали радикальный рост интереса инвесторов к интернет-стартапам на стадии seed. Количество компаний, получивших стартовые инвестиции в 2011 году, выросло более чем в 4 раза по сравнению с 2010 (22 сделки в 2010 – 91 сделки в 2011). Общий объем seed инвестиций в 2010 году составил $8,7 млн. и 14,1 млн. в 2011.

Также в этот период можно наблюдать беспрецедентный рост грантового финансирования: за два года 61 стартап получил более $20 млн. в виде грантов (до 2010 года эта цифра стремилась к нулю).

На фоне заметного роста объемов инвестиций на стадии seed, финансирование более поздних раундов и выходы из бизнеса не демонстрируют столь же позитивной динамики и представляют скорее «узкое место» в инвестиционном процессе Рунета. Анализ 8 сделок, которые могут быть квалифицированы как выходы, показал, что половина из них – это приобретение команд и технологий. Полноценными «историями успеха» могут считаться только две сделки: покупка Darberry компанией Groupon и Qik – компанией Skype.

Основным объектом инвестиций и главным драйвером роста российского интернета остается электронная коммерция. Анализ наиболее крупных сделок подтвердил приверженность инвесторов проверенным бизнес-моделям и компаниям-лидерам а своих сегментах. Как минимум половина из топ-10 инвестиций, включая VKontalte, Darberry, Avito, Kupivip и др., являются аналогами западных бизнес моделей.

«Эта логичная тенденция. Использование проверенных бизнес-моделей минимизирует риски неудач и позволяет значительно ускорить процесс разработки и запуска новых компаний. А для интернет-рынка скорость критична. Идеи носятся в воздухе, и выигрывает тот, кто успеет реализовать их первым»,- говорит Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures.

Подробнее о компании Fast Lane Ventures можно узнать из .