Заказные инновации: как сделать не разовый проект, а тиражируемую разработку

Заказные инновации: как сделать не разовый проект, а тиражируемую разработкуСекция заказных разработок включается в программу инновационных Школ Академпарка с самого первого года их проведения. Куратор направления, руководитель научно?производственного центра «ТехноФИТ» Евгений Коршунов рассказал о том, как формируется рынок в этой сфере и какие сложности ждут предпринимателей, которые собираются начать бизнес инноваций на заказ.

Евгений, расскажите, пожалуйста, как на Школах Академпарка появилась секция заказных инноваций, как она формировалась и изменялась в процессе?

В 2010 году я входил в число организаторов первой Летней школы. Идеология заказных инноваций как раз лежала в ее основе. Четкое понимание этой области появилось у нас благодаря Андрею Брызгалову, который создал очень важный инструмент – своеобразный «инновационный словарь», где разъясняются основные понятия нашей сферы. Тогда же, в процессе подготовки к первой Школе, появилось понятие «заказные инновации». Были распакованы задачи некоторых государственных структур или подразделений, и мы попробовали отработать их заказы совместно с ГАУ «АРИС». Получилось достаточно слабо, потому что еще никто не представлял, как именно это делается. Однако это направление стала активно развивать компания «ТехноФИТ». Со временем понимание сферы становилось всё более четким. Уже с прошлого года мы стали добиваться того, чтобы инжиниринговое сообщество, выполняя реальные заказы, получало за это конкретные деньги. Мы сократили барьер между реальным бизнесом и заказными разработками. Кроме того, в нашей сфере давно реализуется модный сейчас метод краудсорсинга.

Дальше нужно упрощать процесс заказа инновационных продуктов компаниями, особенно государственными. Самое сложное – это даже не найти того, кому мы нужны, даже не убедить, чтобы дали попробовать решить задачу и даже не деньги. Самое сложное – «распаковка» предпринимателей. Практически весь государственный сектор отказывается хоть сколько-нибудь внятно говорить о существующих проблемах. Признаться: «у нас болит вот это» они совершенно не готовы. Соответственно, тем, кто формирует заказ на инновацию, то есть подготавливает задачу к решению методом краудсорсинга, приходится тратить массу времени и сил. Если бы этот вопрос удалось решить, то распространение культуры заказных инноваций происходило бы не точечно, а массово. Распаковка – это самый сложный этап на сегодня. Но мы уже в этом поднаторели, и на ЛША-2012 будет представлено несколько реальных задач как в сфере ИТ, так и в сфере инжиниринга. Сейчас, например, стадию распаковки проходят заказы от МЧС, БФК, ОАО «АЛРОСА».

Достаточно распространено мнение, что заказные инновации сегодня – самое перспективное направление. Можете ли Вы дать оценку существующему рынку, многие ли компании готовы выступать заказчиками?

На мой взгляд, еще рано говорить о рынке как таковом. Нельзя сказать, что предприятия массово становятся заказчиками инноваций. Обычным торговым компаниям, например, это просто не нужно. Основной аргумент, с которым приходится работать, это: «зачем мне нужны вы, я все куплю в Китае». И вот, если компания понимает, что десять ее конкурентов, так же, как и она, купят то же самое в Китае, то она начинает думать над уникальными предложениями. Чтобы не быть голословным, приведу интересный факт: трем крупнейшим государственным монополиям по приказу правительства нужно выделить по триллиону рублей на инновации. Так что эти деньги надо как-то осваивать. Кто придумает, как – получит немалую прибыль.

Выглядит очень заманчиво. А какие трудности ожидают тех, кто решит работать в этом направлении?

Компания, которая занимается подобными разработками, сталкивается с массой серьезных проблем. Хорошо, когда уже есть готовое решение, а бывает, что оно требует еще научно-исследовательской или конструкторской фазы, ресурсами для которых компания не располагает. Или у нее нет возможности делать массовое производство. К тому же, соревноваться с Китаем по стоимости массового производства Россия не может в принципе. Как преодолевать эти трудности – один из основных вопросов нашей секции на ЛША. Мы будем рассматривать, как подходить к решению задач, на примере заказов от упомянутых выше компаний.

Получается, что команда или участник, ес ли их решение окажется успешным, получат единичный заказ. Как им потом развиться до бизнеса, где получать дальнейшие заказы?

Это и будет темой второй части Летней школы. О том, как сделать не разовый проект, а тиражируемую разработку, с чего начать, к чему прийти и какими дорогами, расскажут лучшие специалисты в этой области. Это представители ООО «УНИСКАН», прежде всего – А. А. Брызгалов, разработки которого, например, по охране границы, используются в США, Израиле и других ведущих странах.

На примере конкретных задач мы будем рассматривать весь процесс формирования бизнеса заказных инноваций. Наша задача, которую мы перед собой ставим, это создание процесса появления самостоятельных компаний, работающих в области инжиниринга, и выхода их на рынок. Эту задачу мы ставим перед собой уже много лет, некоторых успехов уже достигли и не собираемся на этом останавливаться.