По вопросу законодательных норм

По вопросу законодательных нормГеннадий Медецкий

Исполнительный директор ЗАО «Синергия Инновации»

Блог РАВИ

Модель экономического роста, основанная на высоких ценах на углеводороды, исчерпала себя. Это признано на самом высоком уровне. Обладая мощным интеллектуальным и инновационным потенциалом, Россия может и должна стать мировым инновационным центром, поставщиком высокотехнологичной продукции.


   Прежде всего, в развитие инновационной индустрии и, как следствие, для достижения к 2020 году существенного увеличения инновационной составляющей экспорта России, необходимо осознать следующее.
   Во-первых, государство, определяя приоритетом для России инновационный путь развития, исходит не просто из необходимости повышения конкурентоспособности страны в глобальном мире, а из того, что «у России просто нет другого выхода», как сказал наш президент. Если наша экономика не будет конкурентоспособной и, следовательно, инновационной, то нашей стране угрожают серьезные проблемы.
   Во-вторых, крупнейшим экономическим игроком в России является государство. На него прямо или косвенно работает более 55% населения страны, и государство является основным заказчиком высокотехнологичной продукции, производимой внутри и ввозимой на данный момент в Россию из-за рубежа.
   Кроме того, необходимо учитывать, что после распада СССР Россия утратила прямой доступ к рынкам стран с населением более 450 млн человек, а именно такой объем рынка является минимальным для того, чтобы производить конкурентный по ценам продукт. К примеру, Apple Inc производит сотни миллионов планшетных компьютеров iPad, отличающихся выдающимися техническими характеристиками, и по причине высокого тиража не имеет видимых конкурентов в мире по цене и качеству.
   И, в-четвертых, российские инновационные проекты имеют крайне ограниченный спрос на свои продукты в нашей стране, и поэтому не могут составить конкуренцию по цене аналогичным западным.
   Поняв вышесказанное, становится очевидно, что следующим шагом для государства, которое уже затрачивает колоссальные средства на инновации, на содержание Институтов развития и запуск инновационных производств в России, целесообразно выступить заказчиком на эти самые продукты. Это можно сделать, к примеру, внеся поправки в 94-ФЗ, поскольку объявляя конкурс на закупку чего-либо для собственных нужд, государство тем самым формирует спрос на инновационную продукцию внутри страны. Это возможно осуществить через обязательный план госзакупок, предоставляемый государством вначале инновационным предприятиям, а затем, получив от них ответ, что инновационная отрасль не сможет обеспечить необходимое количество продукции с заданными характеристиками, объявлять открытый конкурс. Кроме того, сформировав обязательный план госзакупок на 3-5 лет, государство тем самым даст ориентир для стартапов и институтов развития в направлении, в котором следует двигаться, чтобы получить в конце в качестве приза право стать поставщиком государства.
   Вот такая простая идея, воплощение которой может содействовать формированию спроса на инновации. Если такого спроса не будет, то российские инновационные разработки будут находить свое воплощение на Западе, никак не повышая конкурентоспособность нашей экономики.