Риск?—?благородное дело?

Что такое управление рисками в кинопроизводстве? И какова роль продюсера в этом вопросе? Есть ли разница между привлечением средств для производства кинопродукции и привлечением средств для производства прибыльной кинопродукции?

Риск — благородное дело?Никита Чисников

Телевизионный продюсер.
На телевидении с 1999 года. Потомственный «телевизионщик».
Работал в качестве директора программ («Забытый полк», «Преступление и наказание» и др.)
Участвовал в таких популярных проектах, как: «Чистосердечное признание», «Лихие 90-е».
За проект «Чистосердечное признание» получил серебряную медаль телевизионного конкурса «Золотой Георгий».
Является продюсером документального фильма «Парад века. Знамя Победы», который удостоен специального приза на фестивале «Человек и война».
В настоящее время является одним из продюсеров проекта «Тайны мира с Анной Чапман» (РЕН-ТВ), а также продюсером фильмов «Вся правда о Ванге»(РЕН-ТВ), «Страхи большого города» (ТВЦ), «Я боюсь» (Домашний), 90-60-90 (Россия-2)


И это все о нем

   Слово «продюсер» появилось в русском языке сравнительно недавно. Еще в начале 90-х английское слово producer (от to produce?—?производить), мелькающее в титрах, иногда переводилось как «режиссер». Но даже если producer оставался продюсером и в русском варианте, то о его функциях и роли мало кто тогда подозревал.
   Сегодня всем известно, что продюсер?—?это человек, привлекающий деньги для производства кино. Есть деньги?—?есть кино, нет денег?—?уж извините.
   Кажется, ну что тут такого сложного?—?найти инвесторов: допустим, и режиссер именитый, и актеры раскрученные?—?снимай не хочу! Однако одно дело найти деньги и снять фильм, и совсем другое дело?—?найти деньги и снять не просто рентабельный, а самоокупаемый фильм, приносящий прибыль всем?—?и инвесторам, и производителям.


Настоящий продюсер?—?это именно тот, кто, находя ресурсы, задумывается и о прибыли данного проекта.

   Настоящий (читай: полноценный) продюсер?— это именно тот, кто, находя ресурсы, задумывается и о прибыли данного проекта. И при этом в сфере его отвественности находятся не только мысли о прибыльном возврате вложенных средств, но и одновременно художественный и нравственный уровень реализуемого проекта.
   К сожалению, современные реалии таковы, что таких идеальных продюсеров единицы. Интересы остальных, как правило, нацелены на удолетворение собственных корыстных интересов, базирующихся не на прибыли от реализации проекта, а на «освоении средств» непосредственно от самого производства. Конечно, такому «продюсеру» будет не до управления рисками в кинопроизводстве. А поскольку не так много профессиональных продюсеров, то и полноценные проекты, нацеленные на получение прибыли при одновременном высоком художественном уровне, можно пересчитать по пальцам.

Профессионал

   Для профессионального продюсера организация управления рисками?—?не пустой звук. Он будет заинтересован в том, чтобы поддерживать уровень предварительно запланированных издержек, так как основной задачей настоящий профессионал поставит перед собой не сиюминутную прибыль, которую он может «урвать» в процессе производства, а прибыль от реализации всего проекта.


Для профессионального продюсера организация управления рисками?—?не пустой звук.

   В экономике используются понятия «чистых» (когда есть вероятность убытков, но нет вероятности получения дохода) и «спекулятивных» (когда одновременно присутствует возможность потерять и выиграть что-либо) рисков. Так вот, продюсер, как правило, имеет дело с «чистыми» рисками, к которым относятся стихийные бедствия, пожары, кражи и т.п.
   Прежде всего, продюсер имеет в виду непосредственные издержки, возникающие вследствие воздействия воды, огня, злоумышленников... Но ведь помимо утраты, скажем, декораций, которые необходимо будет восстанавливать, существуют еще и убытки от вынужденного перерыва в деятельности. И самое неприятное во всем этом то, что подобные «чистые» риски непрогнозируемы и находятся вне пределов контроля продюсера. Иногда размер ущерба может достигать 100 процентов стоимости проекта (ах, где мой валидол!). Ведь перерыв в деятельности спос обен повлечь за собой и потерю места на рынке, которое с таким трудом удается завоевать в конкурентной борьбе.

А, может, ну его?

   Не все продюсеры готовы с открытым забралом идти навстречу рискам. Иногда здравый расчет вынуждает отказываться от реализации прибыльных, но сложных проектов. А в современной системе кинопроизводства именно сложные проекты имеют максимальное число шансов стать наиболее экономически успешными.
   Излишняя осторожность продюсерских компаний заставляет колебаться и потенциальных инвесторов. А без вложенных ими средств проект невозможно даже начать.


Не все продюсеры готовы с открытым забралом идти навстречу рискам.

Риск — благородное дело?   Но волков бояться?—?в лес не ходить. Для того чтобы управлять рисками, сначала нужно «узнать их в лицо». И если пожары, наводнения и цунами, а также кражи?—?это те риски, с которыми может столкнуться не только кинопродюсер, но и, скажем, предприниматель, занимающийся туристическим бизнесом, то в киноиндустрии существуют свои, особые риски, связанные с участием в проекте тех или иных актеров, звезд спорта, политиков и т.п.
   Например, смерть Натали Вуд, утонувшей на съемках фильма Brainstorm, стоила продюсерам дополнительных 6,25 млн долларов (пришлось нанимать двойников, использовать спецэффекты). А трагическая гибель Брендона Ли на съемках фильма The Crow «стоила» продюсерам 8 млн долларов.
   Еще один немаловажный риск?—?это гибель негативной пленки. Она является носителем всех материальных и трудовых затрат. И ее утрата может повлечь за собой катастрофические убытки и полное прекращение проекта.
   Это далеко не полный перечень возможных рисков, ведь каждый фильм индивидуален, как и проблемы, с ним связанные.

А можно так же, но без денег?

   Зачастую современное кинопроизводство живет в режиме тотальной экономии средств. Продюсерские компании не настолько платежеспособны, как хотелось бы. И в этих условиях как никогда важно уделять внимание риск-менеджменту. Здесь на первый план должен выходить профессионализм продюсера.
   Первым его шагом на пути управления рисками должно стать определение целей, а это может быть выживание проекта после воздействия событий непредсказуемого характера; поддержание запланированного уровня издержек; обеспечение рентабельности.


Для того чтобы управлять рисками, сначала нужно «узнать их в лицо».

   На втором этапе продюсеру необходимо выделить те риски, с которыми он может столкнуться в процессе производства, и попытаться минимизировать их: например, если чаще обрабатывать кинопленку, то вероятность получения брака снизится.
   Немаловажным, третьим, этапом является контроль за рисками. Иными словами, продюсер должен предупреждать потенциальные опасности для проекта.
   Этап финансирования программ управления рисками предполагает, что возможный ущерб может быть возмещен за счет заложенных в эту программу средств.
   Зрителю, разумеется, невдомек, скольких нервов, стрессов, здоровья и (чего уж тут!) денег стоил тот фильм, на который он пришел с семьей и поп-корном. Но его не обманешь: он всегда заметит, где продюсер старался для него, а где?—?для своего кармана. А зритель рисковать не любит.
Никита Чисников,
специально для
«»