Недоступная классика

Несколько лет назад, когда Билан уезжал представлять Россию на Евровидении, к его команде присоединился венгерский скрипач, ради которого в страну под надежной охраной привезли крайне дорогую скрипку работы Страдивари. И пока знатоки носились со скрипкой, обывателям оставалось удивляться тому, как может инструмент так дорого стоить.
   Выясняется, однако, что совершенству нет пределов. Мы представляем вам подборку самых дорогих инструментов в истории человечества, чтобы каждый из нас мог оценить общую стоимость музыки.


Недоступная классика   Раритетные музыкальные инструменты уже давно являются одним из способов сохранения и преумножения сбережений. В поисках удачных вложений инвесторы скупают старинные скрипки, гитары, мандолины и прочие предметы музыкального искусства. Они привлекают людей не только как объект инвестиций, но и своей эстетической составляющей, которая прекрасно сочетается с практической значимостью: в отличие от картин, старинных китайских ваз или древних скульптур купленная, например, скрипка Страдивари может использоваться хозяином не только как предмет любования, но и по своему прямому назначению?—?на ней можно сыграть.
   Одними из самых знаменитых среди раритетных музыкальных инструментов являются работы Антонио Страдивари, который в конце XVII века основал в итальянской Кремоне музыкальный магазин. Стоит отметить, что уже с этих времен творения таких мастеров, как Страдивари, пользовались большим успехом, и иметь у себя инструмент знаменитого умельца считалось очень почетным у герцогов, баронов и королей.
   Считается, что за свою жизнь Страдивари изготовил порядка 1100 скрипок, гитар и арф. До наших дней сохранилось 650 экземпляров. И хотя существовали и другие мастера, например, Гварнери и Амати, именно скрипки Страдивари имеют сегодня наибольший успех на аукционах. Совсем недавно торговый дом Christie`s представил скрипку под названием Lady Tennant, которая была продана более чем за два миллиона долларов. Изготовлена она была в 1699 году, своим названием инструмент обязан шотландскому промышленнику Чарльзу Теннанту, купившему ее в 1900 году для своей жены.
   Lady Tennant наглядно демонстрирует огромные перспективы роста стоимости работ Страдивари: всего за несколько лет до ее продажи похожая скрипка того же периода ушла с молотка «всего» за 880 тысяч долларов?—?то есть в два с лишним раза дешевле, чем Lady Tennant. И это несмотря на то, что «золой период» творчества итальянского мастера начинается немногим позже?—?с 1700 годов. И именно тут обозначаются поистине заоблачные суммы. Существует частная организация из Чикаго под названием «Общество Страдивари», которая приобретает редкие скрипки и затем одалживает их многообещающим молодым музыкантам. Так вот это Общество оценивает некоторые скрипки «золотого периода» в 6 млн долларов. А про инструменты раннего периода говорится, что пусть они и стоят сравнительно меньше изготовленных в поздние годы жизни мастера, но все равно представляют бесконечную ценность для музыкантов, хотя и не звучат на проданную сумму.
Недоступная классика   По данным Общества Страдивари, цены на его инструменты утроились с 1990 года. Эксперты в некоторой степени объясняют это тем, что все больше работ мастера попадают в собственность музеев и разного рода организаций, и возникает некий дефицит этих предметов в свободной продаже. Хотя слово «свободный» тут не совсем уместно: как и триста лет назад, сегодня получить творения великого мастера может позволить себе лишь узкий круг лиц.
   Такая популярность объясняется несколькими причинами. Кто-то говорит об уникальном качестве материала, из которого Страдивари изготавливал скрипки,?—?это высокогорные ели, росшие в то время при необычно холодной погоде. Дерево имело повышенную плотность, что, по мнению исследователей, и придало отличительное звучание его инструментам. Кто-то упоминает особое отношение Страдивари к своим творениям, вкладывавшим в них свою душу. Но скорее всего самым близким к истине является мнение, которое во главу современной цены на скрипки вкладывает яркое прошлое этих инструментов?—?а также принадлежность их к жизни великого итальянского мастера.
   Действительно, каким бы уникальным не был инстру мент, на его дальнейшую цену большое влияние оказывает то, кем он был произведен или чьим имуществом он являлся. Например, купленная за небольшие деньги гитара через 30-40 лет может стоить миллионы долларов?—?если, конечно, на ней играла звезда мирового масштаба. Так, по словам Джорджа Груна, владельца гитарного бизнеса в американском городе Нешвилле, гитара Эрика Клэптона в начале 2000-х была продана за 959 500 долларов (одна из самых дорогих, проданных на открытых аукционах), хотя сам Клэптон собрал ее из разных частей, купленных в 1970-х, стоимость которых не превышала в ту пору пару сотен долларов. Все это дает Груну право уверенно утверждать, что музыкальные инструменты являются хорошим вложением денег, даже более выигрышным, чем банковские вклады и большинство паевых фондов.
   И правда, рынок ценных бумаг более подвержен риску падения цен, чем рынок старинных предметов. По словам все того же Груна, если иметь определенный набор знаний, на рынке музыкальных предметов можно увеличить свое состояние в несколько раз. В пример он приводит некоторые гитары, купленные им за 50 тысяч долларов,?—?всего за год после покупки эти гитары поднялись в стоимости сразу в три раза.

Спонсор рубрики ОOО «Экспертиза Инноваций»

Недоступная классика