Корпоративный сектор: спрос рождает предложение

Корпоративный сектор:  спрос рождает предложениеНикконен Альбина Ивановна
Исполнительный директор РАВИ


Блог РАВИ
   Сегодня совокупный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР был более чем в 2 раза меньше, чем у крупнейшей в Европе по расходам на исследования и разработки корпорации Volkswagen.
   Как известно, спрос рождает предложение. Наличие спроса со стороны крупного бизнеса влечет за собой предложение со стороны малого предпринимательства и, как следствие, предложение капитала для последних со стороны венчурных инвесторов, которые в свою очередь рассчитывают на спрос крупного бизнеса при выходе из инвестиции в дальнейшем.
   Мировой опыт показывает, что именно крупный бизнес играет основную роль в разработке и внедрении инноваций: в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) около 70% общенациональных затрат на исследования и разработки приходится на корпорации. В России почти 65% приходится на долю государства, в то время как на корпоративный бизнес?—?не более 20%.
Корпоративный сектор:  спрос рождает предложение   Можно, конечно, возразить: капитализация компаний, их выручка и прибыль находятся на разном уровне. Справедливо! Но... в список Forbes 2000, место в котором компании занимают в соответствии с интегральным показателем, основанным на данных о выручке, чистой прибыли, активам и рыночной капитализации,?—?входят несколько десятков российских компаний, в то время как в рейтинге крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС, от России?—?лишь три. При этом следует отметить еще одну особенность: большая часть проектов, которая расценивается компаниями как инновационные, по сути являются «имитационными».
   Причины такой «инновационной пассивности» крупного бизнеса в основном заключаются в слабой конкуренции, избыточной бюрократизированности, сложности привлечения финансирования и т.д. Другими словами, в России у больших компаний нет стимула внедрять передовые техники и современные технологии в тех случаях, когда это не сулит сиюминутного?—?подчеркиваю?—?извлечения прибыли.
   Государство предпринимает определенные шаги, стремясь сформировать среду, в которой предпринимателям и инвесторам будет комфортно работать. Однако пока до конца не решены задачи повышения уровня конкурентоспособности крупного бизнеса, усиления исследовательской и инновационной активности на предприятиях, развития инфраструктуры содействия предпринимательской деятельности и смягчения существующих регламентов.