МиГ-31БМ: освоение на перспективу


МиГ-31БМ: освоение на перспективу


Представители российской прессы посетили авиабазу Саваслейка в Нижегородской области, где присутствовали на учебно-тренировочных полетах экипажей модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ – самых быстрых и самых высотных истребителей-перехватчиков в мире. На авиабазе Саваслейка побывал корреспондент ИА «Оружие России» Сергей Александров.



Героическая история авиабазы Саваслейка, являющейся сегодня структурным подразделением 4-го Центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (город Липецк), берет свое начало в суровое предвоенное время, когда 15 мая 1941 года на аэродроме Ораны был сформирован 237-ой истребительный авиационный полк (ИАП) при 57-ой смешанной авиационной дивизии Прибалтийского военного округа.



Первыми самолетами, состоящими на вооружении полка, были истребители И-153 «Чайка», на которых с первого дня войны полк выполнял боевые задачи на Западном направлении.




Истребитель И-153 "Чайка"



МиГ-31БМ: освоение на перспективу



Уже на третий день Великой Отечественной, 24 июня 1941 года летчики полка майор Груздев и старший лейтенант Кусакин открыли счет сбитым самолетам противника, уничтожив вражеский бомбардировщик Юнкерс-88. В августе 1941 года 237-ой ИАП был перевооружен на истребители Як-1 и вел на них боевые действия в составе ВВС Брянского фронта.



Весной 1942 года полк принимал участие в боевых действиях по защите восточной части Крымского полуострова, города Керчь и Керченского пролива, за что Приказом народного комиссара обороны СССР ему было присвоено почетное наименование Керченский.



В конце лета 1942 года 237 ИАП был перебазирован под Сталинград, где участвовал в знаменитой Сталинградской битве. Именно под Сталинградом летчиками полка было совершено три первых героических воздушных тарана самолетов противника – сержантами Ивановым и Чумбаревым, лейтенантом Уфимцевым.



3 февраля 1943 года 237-ой ИАП был преобразован в 54-ый Гвардейский Керченский ИАП, с торжественным вручением 1 мая 1943 года гвардейского знамени.




Истребитель Як-1



МиГ-31БМ: освоение на перспективу



Весной и летом 1943 года полк принимал участие в битве на Курской Дуге, где в одном из воздушных боев, 5 июля 1943 года гвардии младший лейтенант Поляков на поврежденном в ходе боя и объятом пламенем истребителе Як-1, будучи раненным в правую руку, таранил немецкий бомбардировщик Хенкель-111.



Ударом винта и правой плоскости машины он отрубил бомбардировщику хвостовое оперение, после чего воспользовался парашютом и приземлился в расположении своих войск. Потеряв ведущего, оставшиеся бомбардировщики противника повернули назад.



За ходом воздушного боя с командного пункта наблюдал Рокоссовский. По его распоряжению командир полка гвардии подполковник Мельников представил гвардии младшего лейтенанта Виталия Константиновича Полякова к званию Героя Советского Союза.
За мужество и отвагу, проявленные в боях на Курской дуге полк был награжден орденом Красного Знамени.




Истребитель «Аэрокобра»



МиГ-31БМ: освоение на перспективу



На самолетах «Аэрокобра» полк заканчивал войну в составе 1-го Белорусского фронта, участвуя в боевых действиях на Бобруйском, Холмско-Люблинском, Варшавско-Лодзинском и Берлинском направлениях.. 20 июля 1944 года в неравном воздушном бою в районе Польского города Хели был сбит Герой Советсткого Союза, старший штурман полка, гвардии майор Чичико Бендилиани. Смертельно раненый, истекая кровью, летчик сумел посадить поврежденный самолет вблизи переднего края и умер на руках наших пехотинцев.



В 1965 году Чичико Бендилиани был навечно зачислен в списки 1-ой авиаэскадрильи полка, именем героя названы улицы в Тбилиси, Ковеле и Луцке, оно выбито на стеле на аллее героев в Волгограде. Всего же за годы войны высокого звания Героя Советского Союза были удостоены восемь летчиков полка, полк совершил 7172 боевых вылета, в 604 воздушных боях было сбито 260 самолетов противника.



После окончания войны, полк приступил к совершенствованию боевого мастерства, началось освоение авиационной техники нового поколения. Базировался полк в Латвии (аэродром Вайнеде (Вайноде). В то же время в Саваслейке был создан и действовал 148-ой Центр боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО, в состав которого 54-ый гвардейский Керченский краснознаменный ИАП был включен в 1992 году с перебазированием из Латвии.



Именно он теперь составлял основу Центра. К решению задач боевой подготовки добавились научно-исследовательские полеты по плану вышестоящего штаба.



В 1993 году на вооружение полка поступили первые истребители-перехватчики Су-30, оснащенные системой дозаправки в воздухе, была освоена эта сложнейшая процедура.




МиГ-31БМ: освоение на перспективу


Су-30 из Саваслейки (бортовой номер "54 синий")





МиГ-31БМ: освоение на перспективу


В составе Липецкой пилотажной группы «Соколы России»




МиГ-31БМ: освоение на перспективу


На авиашоу в Тамбове в 2008 году



В 1995 году гвардейцы-керченцы приняли участие в воздушном параде над Поклонной горой в Москве в ознаменование 50-летия победы в Великой Отечественной войне.



Забегая вперед, надо отметить, что им еще не раз доверялась эта ответственная работа, Саваслейка участвовала в воздушном параде в Монино, посвященном 95-летию ВВС России, в воздушной части парадов Победы на Красной площади в Москве в 2008-2010 гг., воздушном параде в Жуковском в честь столетия ВВС России в августе прошлого года.




МиГ-31БМ: освоение на перспективу


Пара МиГ-31 из Саваслейки сопровождает самолет ДРЛО А-50 на воздушном параде в Монино в 2007 году




МиГ-31БМ: освоение на перспективу


МиГ-31БМ на статической экспозиции в Жуковском на авиашоу, посвященном 100-летию ВВС России, август 2012 года




МиГ-31БМ: освоение на перспективу


Четверка перехватчиков в составе парадной колонны. 100 лет ВВС России, Жуковский, август 2012 года




В рамках международного военно-технического сотрудничества к летчикам из Саваслейки неоднократно приезжали с деловыми визитами зарубежные коллеги, а сами российские летчики также неоднократно участвовали в дружественных визитах и выступали на международных авиашоу.



В 2002 году 54-ый гвардейский Керченский Краснознаменный ИАП был расформирован и на его основе сформирована 3958 авиационная база, включенная в состав 4-й ордена Ленина Краснознамённого Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС имени В.П.Чкалова (в дальнейшем - 4-го Центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (город Липецк).



За прошедшие десять лет пилоты из Саваслейки неоднократно участвовали в исследовательских летно-тактических учениях, сборах по подготовке летного состава. В мае 2005 года во время празднования 60-летия Великой Победы именно они несли боевое дежурство по противовоздушной обороне Москвы. В 2008 году – впервые осуществили полеты с дозаправкой топливом в воздухе в ночное время.



В этом же, 2008 году, на аэродроме приземлились первые модернизированные истребители-перехватчики МиГ-31БМ, освоение которых началось именно в Саваслейке. Основной элемент модернизации МиГ-31 до уровня БМ – установка новой бортовой радиолокационной станции и системы управления вооружением.



Кроме того, модернизированный самолет имеет расширенную номенклатуру вооружений, в том числе ракеты «воздух-воздух» большой дальности и корректируемые авиабомбы. При этом перехватчик способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны и поражены.



Именно МиГ-31БМ рассматривается как носитель перспективной ракеты К-37М класса «воздух-воздух» большой дальности (порядка 200 км.), которую планируется принять на вооружение летом 2013. В перспективе до 20 20 года в авиационные части ВВС планируется поставить более 60 модернизированных до версии БМ истребителей-перехватчиков МиГ-31.



Этот процесс уже начался, несколько строевых частей ВВС РФ перевооружены модернизированными перехватчиками. Сегодня мы представляем нашим читателям фоторепортаж о проведении учебно-тренировочных полетов экипажей МиГ-31БМ в Саваслейке в январе 2013 года.




Проведение учебно-тренировочных полетов экипажей МиГ-31БМ в Саваслейке в январе 2013 года



МиГ-31БМ: освоение на перспективу


МиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективуМиГ-31БМ: освоение на перспективу