Период зрелости американского рынка искусства

За последние пару лет американский рынок искусства начал показывать признаки устойчивости и стабильности. Однако фокус был направлен на модных современных мастеров, пользующихся популярностью у знаменитостей.

Период зрелости американского рынка искусстваНиколас Форрест

Известный австралийский маркетинговый аналитик, искусствовед и журналист. Он ведет блог, пишет для журналов Antiques и Collectibles Pleasure and Profit, а также других изданий об искусстве.


   Тот факт, что рынок начал движение в направлении менее модного и более традиционного искусства, говорит о его зрелости и рациональности.
   С прошлого года начала расти востребованность художников начала и середины XX века, работавших в направлениях социального реализма и американской жанровой живописи, в частности, выросла популярность мастеров Ашканской школы, также известной как «Школа мусорного бака» (это радикальное направление в реалистической живописи своей целью имело изображение трущоб, забегаловок и других злачных мест современных художникам городов и характеризовалось особо критичным отношением к городской действительности, за что они и получило свое название).
Период зрелости американского рынка искусства   Подтверждением тенденции «взросления» рынка может служить продажа небольшой акварели Чарльза Эфраима Берчфилда (Charles Ephraim Burchfield) под названием «Пение цикад в лесу» (Cicada song in the woods) за $70 000 при оценочной стоимости всего $20 000?— 30 000, в рамках небольшого регионального аукциона в Детроите, проведенного аукционным домом DuMouchelles Fine Arts Auctioneers and Estate Appraisal.
   Дело не столько в цене акварели, сколько в том, что по этой явно завышенной цене была приобретена малоизвестная работа малоизвестного в контексте мирового рынка искусства художника, да еще и в ходе аукциона, проведенного малоизвестным домом. Все это говорит как о правильности выдвинутой выше гипотезы, так и о том, что дилеры и коллекционеры становятся более активными в поисках интересных им предметов искусства.
   Высокая цена, вырученная за «Пение цикад в лесу», означает, что в ходе аукциона несколько инвесторов делали ставки на нее, чем и взвинтили цену. Вряд ли это были местные коллекционеры, поэтому логично предположить, что об аукционе им сообщили коллеги?—?либо они находись в поиске работ именно этого художника.
   Еще одним доказательством правильности моей гипотезы является недавно установленный рекорд картиной Эдварда Хоппера (Edward Hopper) «Октябрь на Кейп-Код» (October on Cape Cod). Этот лот был продан на аукционе Christie’s за $9,6 млн и стал самым дорогим лотом в истории международных аукционных домов, приобретенным покупателем онлайн.
   Примерно в то же время работа Чарльза Эфраима Берчфилда «Золотая мечта» (Golden Dream) была продана за $1 202 500 при оценочной стоимости $300 000?—?$500 000, а работа представителя Ашканской школы Стюарта Дэвиса (Stuart Davis) под названием «Город в снегу» (City Snow Scene)?—?за $1 202 500 при оценочной стоимости $400 000?—?$600 000. Стоит отметить, что оба этих художника практически неизвестны за пределами США?—?то есть были неизвестны до недавнего времени.
Период зрелости американского рынка искусства   Патриотические картины Нормана Роквелла (Norman Rockwell) также начали пользоваться популярностью в последние месяцы. В ноябре 2012 года в рамках аукциона, посвященного американскому искусству, аукционный дом Sotheby’s продал его картину «Громила» (The Muscleman) за $2 210 500 при оценочной стоимости $600 000?—?800 000. Другая картина под названием «Доктор и кукла» (Doctor and Doll) была приобретена за 1 874 500 при оценочной стоимости $500 000?—?700 000.
   Все вышеперечисленные примеры доказывают, что американский рынок искусства претерпевает трансформации, инициированные группой коллекционеров и инвесторов, предпочитающих патриотические и проамериканские работы творениям модных и популярных авторов. Само появление подобных коллекционеров говорит о том, что «трендовость» на рынке постепенно заменяется рациональностью.
Николас Форрест,
специально для «»