Перспективные направления сотрудничества России со странами АТР
Бурное развитие Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и смещение мировой зоны производства и торговли в него являются шансом для России использовать своё географическое положение и запасы ресурсов, а также потенциал, созданный трудом многих поколений, для ускоренного развития страны.
Меламед Игорь Ильич
Генеральный директор ЗАО «Международный Центр Развития Регионов», кандидат технических наук, доцент.
Главный наш приоритет в АТР состоит во включении своих возможностей в цепочки производства и перевозки товаров. При этом, учитывая существующие направления сотрудничества и прогнозы развития социально-экономической ситуации в регионе, выделим несколько перспективных направлений.
Во-первых, это экспорт энергоресурсов. Россия пока сравнительно слабо участвует в экспорте нефти в страны тихоокеанского побережья: на этот рынок, в первую очередь, в Китай, Японию и Южную Корею, приходится менее 20% поставок. Аналогично и с газом?—?на долю ЕС приходится 64% экспортируемого газа. Тем не менее, газовый рынок стран АТР выглядит для России перспективным: в 2010 г. доля этих стран в общем объёме экспорта газа возросла с 3,5% до 6,1%.
Во-вторых, транспортные связи России с АТР. Перспективная трансазиатская железная дорога захватывает территорию нашей страны: большая часть её Северного коридора, по которому пойдут грузовые перевозки из Восточной Азии (ВА) в Европу, приходится на Транссиб. Планируется, что и коридор Север-Юг (перевозка грузов между Средним Востоком и Балтийским регионом через российские порты) тоже будет пересекаться с ним.
К перспективным относится и коридор «Восток-Запад». Это глобальный коридор по направлению «Япония–Россия–Европа» на основе МТК №2 «Берлин–Варшава–Минск–Москва» и Транссиба, а также железнодорожных направлений на порты России.
Интересны и кроссполярные маршруты?—?авиатрассы, проходящие через акваторию Северного Ледовитого океана, сокращающие время полета и эксплуатационные расходы; Россия при этом получает прибыль в виде дохода от аэронавигационных сборов.
Тем не менее, основным видом транспорта в АТР является морской. К сожалению, в перевозках российского флота лишь около 20% составляют российские грузы, а такие важные в нашем экспорте виды грузов, как уголь, минеральные удобрения и нефтепродукты в основном отгружаются в портах соседей.
Третье направление?—?поставка российского зерна в АТР. На долю России приходится 10% пахотных земель мира; большая часть их используется под пшеницу. Ежегодно экспортируется в среднем 8–15 млн т зерна. Главными потребителями нашего зерна являются Ближний Восток и Южная Европа. Формируется новый рынок сбыта, в который входят страны Юго-Восточной (ЮВА) и Южной Азии (ЮА): начали закупки российского зерна Индонезия, Южная Корея, Япония.
Экономический и демографический рост государств ЮА и ЮВА должен повлечь за собой и рост потребления зерна. Потенциал ЮВА по импорту зерна к 2018 г. оценивается экспертами в объеме до 36 млн т в год. Потенциал роста одних из крупнейших мировых импортеров зерновых культур?—?Японии и Южной Кореи?—?составит к 2018 г. до 28,4 млн и 12,2 млн т в год соответственно, что может использоваться для роста экспорта зерновых из России в АТР, в том числе за счет повышения урожайности. Расширение экспорта зерна в регион может быть осуществлено только при развитии инфраструктуры, особенно портов.
Сейчас объемы нашего экспорта (до 4 млн т в ВА и ЮВА) незначительны и не соответствуют потенциалу страны.
Наконец, военно-техническое сотрудничество (ВТС). Становление независимости стран АТР и рост конкуренции у них, обострение ряда территориальных претензий заставляет эти страны уделять большое внимание модернизации своих вооруженных сил и развитию оборонной промышленности. Поэтому в последнее десятилетие резко возросли возможности России выступать в регионе в качестве одного из основных партнеров в сфере ВТС.
Как видно, экономики России и стран АТР имеют значительные перспективы кооперации. Важно, чтобы при развитии этого сотрудничества были обеспечены условия социально-экономического развития наших территорий, реализованы интересы России.
Меламед Игорь Ильич
Генеральный директор ЗАО «Международный Центр Развития Регионов», кандидат технических наук, доцент.
Главный наш приоритет в АТР состоит во включении своих возможностей в цепочки производства и перевозки товаров. При этом, учитывая существующие направления сотрудничества и прогнозы развития социально-экономической ситуации в регионе, выделим несколько перспективных направлений.
Во-первых, это экспорт энергоресурсов. Россия пока сравнительно слабо участвует в экспорте нефти в страны тихоокеанского побережья: на этот рынок, в первую очередь, в Китай, Японию и Южную Корею, приходится менее 20% поставок. Аналогично и с газом?—?на долю ЕС приходится 64% экспортируемого газа. Тем не менее, газовый рынок стран АТР выглядит для России перспективным: в 2010 г. доля этих стран в общем объёме экспорта газа возросла с 3,5% до 6,1%.
Во-вторых, транспортные связи России с АТР. Перспективная трансазиатская железная дорога захватывает территорию нашей страны: большая часть её Северного коридора, по которому пойдут грузовые перевозки из Восточной Азии (ВА) в Европу, приходится на Транссиб. Планируется, что и коридор Север-Юг (перевозка грузов между Средним Востоком и Балтийским регионом через российские порты) тоже будет пересекаться с ним.
К перспективным относится и коридор «Восток-Запад». Это глобальный коридор по направлению «Япония–Россия–Европа» на основе МТК №2 «Берлин–Варшава–Минск–Москва» и Транссиба, а также железнодорожных направлений на порты России.
Интересны и кроссполярные маршруты?—?авиатрассы, проходящие через акваторию Северного Ледовитого океана, сокращающие время полета и эксплуатационные расходы; Россия при этом получает прибыль в виде дохода от аэронавигационных сборов.
Тем не менее, основным видом транспорта в АТР является морской. К сожалению, в перевозках российского флота лишь около 20% составляют российские грузы, а такие важные в нашем экспорте виды грузов, как уголь, минеральные удобрения и нефтепродукты в основном отгружаются в портах соседей.
Третье направление?—?поставка российского зерна в АТР. На долю России приходится 10% пахотных земель мира; большая часть их используется под пшеницу. Ежегодно экспортируется в среднем 8–15 млн т зерна. Главными потребителями нашего зерна являются Ближний Восток и Южная Европа. Формируется новый рынок сбыта, в который входят страны Юго-Восточной (ЮВА) и Южной Азии (ЮА): начали закупки российского зерна Индонезия, Южная Корея, Япония.
Экономический и демографический рост государств ЮА и ЮВА должен повлечь за собой и рост потребления зерна. Потенциал ЮВА по импорту зерна к 2018 г. оценивается экспертами в объеме до 36 млн т в год. Потенциал роста одних из крупнейших мировых импортеров зерновых культур?—?Японии и Южной Кореи?—?составит к 2018 г. до 28,4 млн и 12,2 млн т в год соответственно, что может использоваться для роста экспорта зерновых из России в АТР, в том числе за счет повышения урожайности. Расширение экспорта зерна в регион может быть осуществлено только при развитии инфраструктуры, особенно портов.
Сейчас объемы нашего экспорта (до 4 млн т в ВА и ЮВА) незначительны и не соответствуют потенциалу страны.
Наконец, военно-техническое сотрудничество (ВТС). Становление независимости стран АТР и рост конкуренции у них, обострение ряда территориальных претензий заставляет эти страны уделять большое внимание модернизации своих вооруженных сил и развитию оборонной промышленности. Поэтому в последнее десятилетие резко возросли возможности России выступать в регионе в качестве одного из основных партнеров в сфере ВТС.
Как видно, экономики России и стран АТР имеют значительные перспективы кооперации. Важно, чтобы при развитии этого сотрудничества были обеспечены условия социально-экономического развития наших территорий, реализованы интересы России.
Похожее
Перспективы сотрудничества России со странами АТР
Энергетическая кооперация с АТР как фактор обеспечения интересов России
Правкомиссия 1 апреля рассмотрит программы развития промышленности РФ
Зона инноваций будет построена в рамках развития ВВЦ в Москве
Go Daddy приобретена 3 компаниями частного капитала за $2.25 млрд