Перспективные направления сотрудничества России со странами АТР

Бурное развитие Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и смещение мировой зоны производства и торговли в него являются шансом для России использовать своё географическое положение и запасы ресурсов, а также потенциал, созданный трудом многих поколений, для ускоренного развития страны.

Перспективные направления сотрудничества России со странами АТРМеламед Игорь Ильич

Генеральный директор ЗАО «Международный Центр Развития Регионов», кандидат технических наук, доцент.


   Главный наш приоритет в АТР состоит во включении своих возможностей в цепочки производства и перевозки товаров. При этом, учитывая существующие направления сотрудничества и прогнозы развития социально-экономической ситуации в регионе, выделим несколько перспективных направлений.
   Во-первых, это экспорт энергоресурсов. Россия пока сравнительно слабо участвует в экспорте нефти в страны тихоокеанского побережья: на этот рынок, в первую очередь, в Китай, Японию и Южную Корею, приходится менее 20% поставок. Аналогично и с газом?—?на долю ЕС приходится 64% экспортируемого газа. Тем не менее, газовый рынок стран АТР выглядит для России перспективным: в 2010 г. доля этих стран в общем объёме экспорта газа возросла с 3,5% до 6,1%.
   Во-вторых, транспортные связи России с АТР. Перспективная трансазиатская железная дорога захватывает территорию нашей страны: большая часть её Северного коридора, по которому пойдут грузовые перевозки из Восточной Азии (ВА) в Европу, приходится на Транссиб. Планируется, что и коридор Север-Юг (перевозка грузов между Средним Востоком и Балтийским регионом через российские порты) тоже будет пересекаться с ним.
   К перспективным относится и коридор «Восток-Запад». Это глобальный коридор по направлению «Япония–Россия–Европа» на основе МТК №2 «Берлин–Варшава–Минск–Москва» и Транссиба, а также железнодорожных направлений на порты России.
   Интересны и кроссполярные маршруты?—?авиатрассы, проходящие через акваторию Северного Ледовитого океана, сокращающие время полета и эксплуатационные расходы; Россия при этом получает прибыль в виде дохода от аэронавигационных сборов.
   Тем не менее, основным видом транспорта в АТР является морской. К сожалению, в перевозках российского флота лишь около 20% составляют российские грузы, а такие важные в нашем экспорте виды грузов, как уголь, минеральные удобрения и нефтепродукты в основном отгружаются в портах соседей.
   Третье направление?—?поставка российского зерна в АТР. На долю России приходится 10% пахотных земель мира; большая часть их используется под пшеницу. Ежегодно экспортируется в среднем 8–15 млн т зерна. Главными потребителями нашего зерна являются Ближний Восток и Южная Европа. Формируется новый рынок сбыта, в который входят страны Юго-Восточной (ЮВА) и Южной Азии (ЮА): начали закупки российского зерна Индонезия, Южная Корея, Япония.
   Экономический и демографический рост государств ЮА и ЮВА должен повлечь за собой и рост потребления зерна. Потенциал ЮВА по импорту зерна к 2018 г. оценивается экспертами в объеме до 36 млн т в год. Потенциал роста одних из крупнейших мировых импортеров зерновых культур?—?Японии и Южной Кореи?—?составит к 2018 г. до 28,4 млн и 12,2 млн т в год соответственно, что может использоваться для роста экспорта зерновых из России в АТР, в том числе за счет повышения урожайности. Расширение экспорта зерна в регион может быть осуществлено только при развитии инфраструктуры, особенно портов.
   Сейчас объемы нашего экспорта (до 4 млн т в ВА и ЮВА) незначительны и не соответствуют потенциалу страны.
   Наконец, военно-техническое сотрудничество (ВТС). Становление независимости стран АТР и рост конкуренции у них, обострение ряда территориальных претензий заставляет эти страны уделять большое внимание модернизации своих вооруженных сил и развитию оборонной промышленности. Поэтому в последнее десятилетие резко возросли возможности России выступать в регионе в качестве одного из основных партнеров в сфере ВТС.
   Как видно, экономики России и стран АТР имеют значительные перспективы кооперации. Важно, чтобы при развитии этого сотрудничества были обеспечены условия социально-экономического развития наших территорий, реализованы интересы России.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html