JCDecaux может стать единственным владельцем российской BigBoard

JCDecaux может стать единственным владельцем российской BigBoard   В 2011 году наряду с продажей News Corp. Руперта Мердока группы News Outdoor в российской наружной рекламе может состояться еще одна знаковая сделка - с участием французской JCDecaux.

   В Россию и на Украину JCDecaux, которая по итогам 2010 года стала крупнейшим в мире оператором наружной рекламы с выручкой €2,35 млрд., вышла летом 2006 года. Тогда было создано СП с чешской BigBoard Group, в которое чехи внесли свои активы в СНГ, а французы - €65,8 млн. Изначально доля JCDecaux в СП составляла 40%, но в 2009 году она, как предусматривалось соглашением, выросла до 50%.

   Сейчас работающая под брендом BigBoard компания является в России третьим после News Outdoor и Gallery оператором по количеству рекламоносителей: по данным исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" на январь 2011 года, около 5,37 тыс. поверхностей суммарной площадью 75 тыс. кв. м. Возможную российскую выручку BigBoard в 2010 году "ЭСПАР-Аналитик" оценивает в 700 млн. руб. при общих затратах на наружную рекламу 32,2 млрд. руб. с НДС. Кроме того, BigBoard - крупнейший оператор на Украине и владелец местного исследовательского агентства Ukrainian Media Monitor.

   JCDecaux может выкупить в 2011 году у чехов оставшиеся 50%, договорились еще 5 лет назад партнеры. Опционом французы в первый раз могут воспользоваться уже в апреле-сентябре 2011 года, указано в отчетности JCDecaux. На конец 2007 года пакет оценивался в €60 млн., 2008-го - уже $50 млн. (около €39 млн.), 2009-го - и вовсе €13 млн. В кризисном 2009 году расходы на наружную рекламу в России, по оценке "ЭСПАР-Аналитик", упали на 41%, до 27,3 млрд. руб. По итогам 2010 года, когда эти расходы выросли уже на 18%, возможная стоимость опциона увеличилась до €15,6 млн.

   Удешевление российско-украинских активов было обусловлено не только кризисом, но и российским законодательством, делающим сейчас инвестиции в наружную рекламу практически бессмысленными. По закону "О рекламе", с июля 2008 года по истечении действующих договоров места под рекламные конструкции могут распределяться исключительно по результатам торгов. Большинство договоров истекут уже в 2012 году. Ранее содиректор JCDecaux Жан-Франсуа Деко публично заявлял, что как раз 2012 год, когда подавляющая часть рекламоносителей должна будет разыгрываться на аукционах или конкурсах, станет "прекрасной возможностью" для полноценного выхода на российский рынок.

   В 2010 году отраслевые лоббисты инициировали 4 законопроекта, отменяющих или откладывающих неизбежные в 2012 году торги. Из них 2 были отозваны, а 1 получил отрицательное заключение правительства. 21 марта депутаты Хафиз Салихов и Георгий Лазерев внесли в Госдуму очередную версию поправок в закон "О рекламе".

   В штаб-квартире JCDecaux и чешской BigBoard вчера отказались уточнить, собираются ли французы воспользоваться в ближайшие месяцы своим опционом. Если сделка все-таки состоится, но это станет вторым крупным событием в российской наружной рекламе после продажи News Outdoor. Сейчас крупнейшего в России оператора у американской News Corp. примерно за $260-300 млн. выкупает пул инвесторов, в который, в частности, входят "ВТБ Капитал", "Альфа-групп" и основатель канала СТС Питер Герви.