Чиновников могут обязать самих искать частные инвестиции

Чиновников могут обязать самих искать частные инвестиции

Как стало известно РБК daily, сейчас в правительстве готовится новая концепция по использованию госинвестиций. Чиновников научат самостоятельно искать средства на инфраструктурные объекты. Лишь после того как они найдут инвестора и обоснуют необходимость строительства объекта, заявка сможет рассчитывать на часть бюджетного пирога. Сама концепция может оказаться на столе президента уже через год.

О том, что сейчас в правительстве готовится новая концепция госрасходов, призванная усилить контроль за тратой бюджетных средств, направляемых на финансирование инфраструктурных объектов, РБК daily рассказал источник в Белом доме. Это же подтверждает высокопоставленный чиновник правительства. «Обсуждение идет на площадке «открытого правительства» при участии Минэкономразвития и Минфина», — добавляет член рабочей группы Экспертного совета при правительстве, гендиректор ХК «Композит» Леонид Меламед. Суть нового подхода заключается в том, чтобы найти альтернативные госинвестициям механизмы (частные инвестиции, частно-государственное партнерство) для тех инфраструктурных проектов, где это возможно. Заявители (ведомства, министерства, регионы и др.) должны будут проводить с участием бизнес-сообщества анализ рынка и находить частные инвестиции под свои инфраструктурные заявки.

Черновой вариант концепции предполагает, что механизм отсева бюджетных запросов будет включать несколько этапов. На первом необходимо будет показать, что запрос на использование казенных средств соответствует ключевым показателям (KPI) ведомства и основным направлениям деятельности правительства. На втором сам заявитель должен будет проводить поиск альтернативных госинвестициям вариантов. Мировой опыт показывает, что работа по поиску занимает не менее трех лет, поясняет Леонид Меламед. Пока предполагается, что заявитель ежегодно будет отчитываться перед Минфином о проделанной работе, а в бюджет будет закладываться уже конечная сумма с учетом достигнутых с инвестором договоренностей.

Планируется, что новые обязательства для ведомств и остальных заявителей могут быть закреплены в отдельном законе, хотя окончательного решения по поводу нормативного облика концепции пока нет. Всю работу по доработке концепции планируется завершить до середины 2014 года, говорит собеседник РБК daily. В Минфине оперативный комментарий предоставить не смогли. В Минэкономразвития поясняют, что в отношении инвестпроектов стоимостью выше 8 млрд руб. (а также по решению правительства) ведомство и так проводит проверку. Повысить эффективность использования бюджетных средств поможет внедрение механизма обязательного публичного технологического и ценового аудита, добавляют в министерстве.

Поручение о том, что в отношении ряда крупных инвестиционных проектов с госучастием необходимо провести эксперимент по организации ценового и технологического аудита, меньше месяца назад подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Аудит является обязательным элементом новой концепции, поясняет министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. К примеру, сейчас независимый аудит проводится по нескольким энергетическим проектам на Дальнем Востоке (строительство Якутской ГРЭС-2, высоковольтной линии подстанции в Ванино-Советскогаванском узле и др.), работу ведет Сбербанк. Аналогичная работа будет проводиться и в отношении четырех участков автомобильных дорог (новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-7 «Волга», участки скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, реконструкция М-1 «Беларусь»), для этого планируется привлечь одну из компаний «большой четверки». «Принять новую концепцию будет непросто, я ожидаю здесь больших серьезных дискуссий. Это против всей логики госрасходов по заявкам. Но если идти по другому пути, то расходы будут низкоэффективными», — считает г-н Михаил Абызов.

Опрошенные РБК daily ведомства и представители бизнеса пока не знают, чем обернется для них нововведение. «Сейчас заявки на инвестиции из бюджета и так проходят много фильтров, получить финансирование совсем не так просто, как кажется», — в один голос заявляют представители нескольких крупных госкорпораций. В Минкомсвязи и Минэнерго запрос РБК daily проигнорировали. В Минтрансе посчитали, что пока вопрос комментировать преждевременно. По данным Минт ранса, в прошлом году, к примеру, инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета составили около 440 млрд руб., а общий объем инвестиций по всем видам деятельности — 1,3 трлн руб.