Siemens перенес IP-телефонию в "облако"

Siemens перенес IP-телефонию в "облако"
Российские отделения компаний Siemens Enterprise Communications (SEN) и VMware сегодня объявили о совместной разработке OpenScape Unified Communication (UC) Server 2010. Это чисто программная телефонная станция с функциями передачи голоса по IP-сетям (VoIP), call-центра, соединения звонящего со всеми указанными номерами вызываемого абонента, если он не отвечает по основному номеру (unified communication) и т.д.

Как рассказал генеральный директор SEN в России и СНГ Арсений Тарасов, основной целевой аудиторией для этой разработки компания видит телеком-операторов, коммерческие дата-центры и крупных корпоративных заказчиков. При покупке OpenScape предусмотрено две схемы оплаты – помесячная и по числу рабочих мест. Как пояснил Тарасов в беседе с корреспондентом CNews, переговоры ведутся со всеми крупными текущими клиентами SEN. «Пока внедрений в России нет, мы рассчитываем получить первые серьезные проекты по этому направлению в конце 2010 г. – начале 2011 г.», - добавил он. Прогнозы по выручке руководитель давать не захотел.

«Рынок виртуализации инфраструктуры рано или поздно насытится, - считает глава российского офиса компании VMware Антон Антич. – Сейчас мы стремимся, чтобы на наших гипервизорах могло работать как можно большее количество делового ПО. Мы хотим, чтобы в коммерческих ЦОДах и офисных центрах ПО для услуг, приносящих дополнительную выручку (value added services, VAS), могло работать на нашей платформе».

Основная роль в разработке принадлежала SEN, программисты VMware работали над обеспечением запуска OpenScape в виртуальных ОС гипервизора. В SEN код писали три команды программистов – американская, европейская и из центра разработки компании в Санкт-Петербурге. Российские разработчики отвечали за локализацию интерфейса (добавление русского языка), соответствие ПО требованиям российских регуляторов и координацию работ над кодом, относящимся к системе оперативно розыскных мероприятий (СОРМ).

«Непосредственно эту часть ПО писали программисты сторонней организации, обладающей экспертизой в СОРМ, - рассказал CNews технический директор SEN в России Владимир Ткачев. – Эту специфическую для России часть системы нельзя виртуализировать, т.к. по требованиям правоохранителей под задачи СОРМ должен выделяться отдельный физический сервер». В мире всего пять стран, налагающие аналогичные требования к контролю за переговорами абонентов, среди которых Израиль и ОАЭ, добавил он.

Что интересно, SEN сама производит устройства (например, офисные АТС), которые становятся не нужны в случае использования нового ПО. На вопрос CNews о том, не ударит ли OpenScape по аппаратному направлению бизнеса компании, ее руководители заявили, что для производителей телеком-оборудования уже давно очевиден тренд перехода к разработке ПО и им ничего не остается, кроме как следовать ему быстрее конкурентов. «К тому же есть сферы, заказчики из которых никогда не перейдут на IP-телефонию из соображений надежности, в первую очередь это энергетика», - считает Ткачев.

С такой тенденцией согласился руководитель отдела маркетинга и продаж АТС «Панасоник Рус» Николай Школьников. «Все больше сервисов теперь реализуется с помощью ПО, - говорит он CNews. - В обозримом будущем мы ожидаем значительный рост спроса на конвергентные IP решения и UC. Если раньше программные сервисы были дополнительной и необязательной частью решения, то теперь это главный инструмент для построения бизнес-процессов, а «железная» часть необходима для обслуживания этой функциональности».

Технический директор Avaya в России и странах СНГ Георгий Санадзе рассказал CNews, что подобные решения уже существуют у многих вендоров. «По сути, эта разработка – Softswitch 5-го класса, – говорит он. – В случае Avaya аналогом OpenScape является Session Manager. Наше решение в первую очередь рассчитано на корпоративных заказчиков, но на практике может решать задачи операторов связи. В том числе в рамках аутсорсинговой модели, когда в центре размещаются SIP-виртуальные машины, а затем с ними соединяются абоненты».

Николай Школьников рассказал, что Panasonic в России из подобных решений продает CTI-приложение (Computer Telephony Integration - объединение передачи голоса и данных плюс управление вызовами) Communication Assistant и в дальнейшем панирует развивать данное направление.

Илья Федорушкин, менеджер Cisco по развитию бизнеса (направление управляемых услуг), также заявил CNews, что предлагаемое Siemens решение уже давно продают многие произ водители. «У Cisco таким продуктом является BTS-10200 для крупных операторов и CUCM (сертифицированный CTI как узел связи) для малых операторов и бизнес-центров, - говорит он. - В принципе, любой IP Centrex – это уже Managed Services, так как клиент не управляет АТС, а лишь получает ее функционал от провайдера на своих телефонах».

Однако вывод подобных решений на российский рынок Школьников считает преждевременным. «Услуги IP-провайдеров пока рассматриваются российским пользователем как дополнение к традиционной телефонии, полный отказ от которой невозможен в обозримом будущем, - считает он. - Любое софтверное решение на сегодняшний день требует обязательной поддержки, то есть ежемесячной оплаты услуг, и обязательного резервирования посредством традиционных «железных» линий. В первом случае это выражается в стоимости владения, во втором – в дорогостоящих шлюзах и интерфейсах, связывающих «облако» с «реальным миром».