Минобороны изобрело способ экономить на госзаказах

Минобороны изобрело способ экономить на госзаказах[/i] Минобороны изобрело способ экономить на госзаказах

Минобороны отказалось платить подрядчику за выполненные по госзаказу работы, так как контракт был заключен с нарушениями, хотя допущены они были по вине самого министерства. Суд оправдал военных. Такие истории происходят постоянно, но обманутые подрядчики боятся судиться с влиятельным ведомством. Исполнители госзаказов идут на все большие риски, констатируют юристы.

Компания «Технологии-СКС» по госзаказу промыла и очистила системы отопления и водоотведения в военном госпитале №1231, военкомате и трех войсковых частях (40444, 54926 и 21939) на территории Калужской области. Работы были начаты по согласованию с заказчиком (Минобороны) и выполнены в срок без замечаний. Однако после подписания актов приемки оплата на счета «Технологий-СКС» так и не поступила.

Компания обратилась в Арбитражный суд Калужской области, требуя принудить заказчика оплатить счета. Спор рассматривался в трех инстанциях, но всякий раз судьи отказывали компании в удовлетворении иска. Основной довод — компания выполняла работы без заключения госконтракта с подведомственными учреждениями Минобороны и без соответствующего тендера. По мнению нижестоящих арбитражных судов, работы, оказанные с нарушениями требований законодательства о госзаказах, не могут быть оплачены.

Позиция Минобороны в этом деле вполне обоснованна, уверен эксперт Национальной ассоциации институтов закупок Михаил Шелоумов. «Оплатой счетов подрядчиков в нем занимается не сам заказчик, а казначейский орган, который может сделать это только при условии предоставления полного пакета документов, в том числе госконтракта, заключенного по установленной конкурсной процедуре», — объясняет он.

После неудачи в местном суде обманутый подрядчик обратился в Высший арбитражный суд (ВАС). Последний попытался глубже исследовать детали дела и установил, что работы действительно были выполнены, причем в полном объеме, что свидетельствует о наличии подрядных отношений. Но это истцу не помогло: президиум ВАС все равно отказался удовлетворить требования «Технологий-СКС».

По мнению арбитражных судов, заботиться о соблюдении законодательства о госзакупках должны подрядчики, хотя именно государственные заказчики ответственны за размещение заказов и правильность проведения процедуры закупки, комментируют юристы.

Арбитражные суда часто занимают формальную позицию в спорах, связанных с размещением госзаказа, отмечает руководитель практики «Недвижимость, земля, строительство» адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Сергей Попов. Если нарушено законодательство о госзаказе, фактически суды отказывают в защите прав подрядчика. С одной стороны, это заставляет соблюдать правила госзаказа и делает их более эффективными в борьбе с недобросовестными подрядчиками. С другой — это же позволяет недобросовестным заказчикам прикрываться формальными нарушениями закона и не оплачивать услуги.

Подобные ситуации возникают довольно часто, но исполнители не решаются судиться с Минобороны, говорит источник РБК daily в аппарате военного ведомства. «Не первый год у нас возникают проблемы с планированием объема закупок по содержанию инфраструктуры ЖКХ, — продолжает он. — От этого порой страдают подрядчики, но большинство не решаются идти в суд, потому что на кону оплата по другим контрактам».

История «Технологий-СКС» преподнесла урок всем поставщикам товаров и услуг по госконтрактам: чтобы не потерять деньги, нужно быть внимательнее при участии в подобных проектах и скрупулезно проверять правильность всех документов, предупреждает г-н Попов.