Почта вышла в эфир

Почта вышла в эфир   ФГУП "Почта России" начинает внедрение новой системы идентификации корреспонденции, основанной на радиометках (RFID). Новая технология позволит быстрее сортировать корреспонденцию и точно отслеживать ее доставку.

   До конца 2011-го проект будет считаться пилотным - RFID-метки начнут наносить на все отправления экспресс-подразделения "Почты России" - EMS. В последующие два года ими начнут маркировать все почтовые емкости - от коробок и мешков до контейнеров, а также регистрируемые письма и бандероли. А в 2014-м "Почта России" поставит вопрос о RFID-маркировке всей корреспонденции, рассказал "Ко" представитель ФГУП. "При полноценном внедрении технологии RFID обеспечивается сокращение сроков обработки почтового потока примерно на 10%", - отметили в пресс-службе "Почты России". Учитывая, что только в прошлом году EMS Russian Post обработала 4,8 млн отправлений (входящих и исходящих), ускорение процесса на 10% можно назвать настоящим прорывом в технологии обработки корреспонденции. "RFID-метки позволяют быстро сортировать корреспонденцию и точно отслеживать ее доставку, что особенно актуально для такой большой страны, как Россия. Безусловно, подобная система обладает массой преимуществ: она бесконтактна, идентифицирует местоположение и состояние посылки в любых условиях", - комментирует нововведение генеральный директор ООО "Сумма Телеком" Иван Прокопьев. "Клиенты заинтересованы в максимальной скорости доставки своей корреспонденции, они готовы платить за это, поэтому воспользуются данной технологией", - добавляет аналитик ИК "Финам" Татьяна Земцова.

   Многие ведущие почтовые операторы мира уже несколько лет тестируют технологию RFID-меток. В частности, один из крупнейших экспресс-перевозчиков в мире - Deutsche Post. DHL разработала уже несколько десятков проектов, в которых используется технология радиочастотной идентификации отправлений. Правда, российское подразделение DHL эту технологию пока не применяет. "Внедрение "Почтой России" RFID-технологий является движением компании к мировым стандартам работы почтовых служб. Использование RFID-технологий позволит "Почте России" ускорить прохождение почтовых сообщений, отслеживать маршрут прохождения сообщения, улучшить сервис для клиентов и повысить надежность отправлений, - подтверждает ведущий аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков. - Применение RFID-технологий также позволит вывести бизнес "Почты России" на новый высокодоходный уровень, что в перспективе обеспечит компании дополнительные доходы". Напомним, что в 2010 году "Почтой России" было доставлено 1,5 млрд писем, 49 млн посылок, 4,8 млн экспресс-отправлений. Выручка предприятия от оказания почтовых услуг составила 43 млрд руб. Насколько вырастут доходы оператора в результате внедрения RFID-технологий, пока сказать сложно, но, судя по мировому опыту, реализация подобных проектов обеспечивает рост финансовых показателей.

   Опрошенных "Ко" специалистов заинтересовал вопрос, кому из производителей достанется контракт на поставку RFID-меток и по какой цене они станут поставляться. "Будут использоваться отечественные RFID-метки, производство которых станет осуществляться в рамках деятельности ОАО "Роснано". Принять участие в пилотном проекте "Почты России" официально выразило желание руководство ЗАО "Галилео Нанотех", - рассказал "Ко" представитель ФГУП "Почта России". "Есть давно работающий "Ситроникс", и есть "Галилео Нанотех", которого опекает "Роснано". Есть текущая среднерыночная цена на уровне 18-20 руб. за метку, и есть обещания "Галилео Нанотех" снизить эту цену до 5-8 или даже до 3 руб., - отмечает руководитель проектов компании "Инвесткафе" Артем Каминский. - При столь низкой цене RFID-метки могут быть встроены чуть ли не в обычные почтовые марки, но реальность достижения такого ценового уровня пока под вопросом".

   Проект по внедрению RFID-технологии в масштабах "Почты России" - весьма непростая задача. С одной стороны, проект нуждается в привлечении инвестиций на первоначальное внедрение, сумма вложений, по оценкам экспертов, составит порядка $2 млн. Но в дальнейшем повсеместное переоборудование операционных офисов и глобальное внедрение новой технологии в масштабах всей почтовой сети потребует куда больших финансовых вливаний, размеры которых эксперты пока оценить не берутся. По предварительным данным, компания "Галилео Нанотех" готова сама профинансировать реализацию этого п роекта и установку всего оборудования.
   При этом эксперты не исключают, что традиционная, "классическая" технология без использования радиометок на отдельных конвертах простой письменной корреспонденции все же останется в перечне услуг "Почты России". Это будет напрямую связано с тем, сколько будут стоить метки к 2014 году. Почтовики настаивают на том, чтобы стоимость метки была на комфортном для клиентов уровне.

RFID (АНГЛ. RADIO FREQUENCY IDENTIFICATION, РАДИОЧАСТОТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ)
- метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- снижение производственных затрат при обработке почты в местах обмена не менее чем на 10%.
- сокращение средних сроков прохождения почтовых отправлений при обеспечении безусловного выполнения нормативных показателей;
- доведение качества услуг почтовой связи по пересылке материальных потоков почты (сохранность, сроки обработки и доставки) до средних показателей, характерных для почтовых администраций развитых зарубежных стран.