Жак Хойер
АШ: Лично у меня ваши хронометры прочно ассоциируются с МакКуином и фильмом “Ле-Ман”…
ЖХ: Я ждал этого. Нет, нет и нет! На самом деле к часам Стив был равнодушен. И к тому же обладал очень сложным, бунтарским характером. Во время съемок “Ле-Мана” комбинезон с нашим логотипом и часы ежедневно носил его тренер. И человек, отвечавший за то, что сегодня называют product placement, как бы нечаянно подсунул Стиву такой же комплект. Стиву понравилось, и он все это надел. Но специально с нами не сотрудничал. Сейчас royalties за использование образа получает его сын.
АШ: Говорят, в успехах Ferrari в “Формуле-1” 70-х, когда за итальянцев гонялся Лауда, есть и ваша заслуга.
Для трехкратного чемпиона F1 Ники Лауды (слева) и Жака Хойера секунда – это очень долго. Они делят ее на тысячи частей
ЖХ: Можно сказать и так. К концу 60-х Ferrari уже долгое время не выигрывала титулов в “Формуле”. И Комендаторе решил построить собственный тренировочный трек во Фьорано. С профессиональной системой хронометрирования! Мы установили там 42 фотоэлемента, по три в каждом повороте. Скорость фиксировалась на входе, в апексе и на выходе. Разумеется, для спорт-сменов тренировки после этого превратились в пытку. Зато в итоге “Скудерия” несколько лет была чемпионом.
АШ: Вы все еще интересуетесь автоспортом?
ЖХ: Пристально слежу только за F1. Раньше ездил на гонки два-три раза в год. Сейчас смотрю по телевизору. Рад, что теперь “Формула” снова превратилась в желанное зрелище и ее интересно смотреть.
А раньше и сам, бывало, гонялся. Как любитель, разумеется. Но правая нога тяжелая была! Четыре года подряд ездил на Porsche. У меня было два 911-х – оба закончили в кювете. С возрастом я, конечно, стал более ленивым. И поэтому сейчас у меня уже третий X5. Мой дом в горах, и для зимы это очень хороший автомобиль.
“Машины действительно были моей страстью. И позировать за рулем Lancia Stratos я всегда готов”
АШ: Можно сказать, что и на вас, как на инженере-электронщике и хронометристе, лежит ответственность за те скорости, которые развивают автомобили сегодня?
ЖХ: Ну, нет, конечно. Правда, в свое время мы сделали прототип современной системы хронометрирования болидов “Формулы-1”. В конце 70-х мы первые додумались устанавливать датчики на автомобили и антенны на треке. Датчики распознавали автомобиль и мгновенно замеряли его динамические характеристики. Мы показали систему Экклстоуну на Гран-при Бельгии в 77-м. Работала она отлично, и Экклстоун был согласен внедрить ее на всех треках в мире. Но мы не успели это сделать из-за часового кризиса, который разразился в Швейцарии в конце семидесятых. В результате того кризиса доля часового производства Швейцарии сократилась с 40% до 1%. Однако это уже совсем другая история…