Минпромторг реанимировал умирающий рынок автокредитования

Минпромторг реанимировал умирающий рынок автокредитования[/i] Минпромторг спас рынок автокредитования
[/i] Бизнес поможет Минэкономики поддерживать экспортеров
[/i] Росстандарт заработал 200 млн рублей на бесплатной услуге

Даже в случае успеха программа льготного автокредитования вряд ли выведет динамику продаж машин в этом году в ноль, полагает чиновник Минпромторга Тимур Микая. «Все же будет на несколько процентных пунктов меньше, чем в прошлом году. Но программа частично компенсирует падение продаж», — прогнозирует он. В общей оценке он солидарен с пессимистами из Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), ожидающими падение рынка по итогам года до 5%.

Директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Тимур Микая уверен в высоком старте программы. «У нас позитивный настрой», — говорит он, демонстрируя корреспонденту РБК daily презентацию с прогнозным планом программы. Этот план основан на данных, направленных банками в Минпромторг. Судя по ним, второй раунд программы сулит быть значительно успешнее первого. Даже в низкий кредитный сезон (лето) планируется выдавать 20—30 тыс. кредитов в месяц, осенью программа ускорится до 40—50 тыс. кредитов, а в совокупности к концу года будет выдано 200—250 тыс. субсидированных ссуд. Для сравнения, в 2009 и 2010 годах были оформлены всего 71 тыс. и 155 тыс. автокредитов соответственно.

Тимур Микая считает, интерес со стороны населения вызван прежде всего расширением модельного ряда (раньше можно было купить только отечественные автомобили, теперь — любые). «В западной прессе нам ставят в вину запуск этой программы, — возмущается Тимур Микая. — Но ведь мы никак условия членства в ВТО не нарушаем, автомобили в рамках программы можно покупать любые. Но большинство, конечно, покупают отечественные».

К середине августа было выдано 20 тыс. кредитов, продолжает собеседник РБК daily. По его словам, уже сейчас наблюдается переломный момент: рынок уже шел ко дну, но старт программы в июле заставил его ожить. «Дно пройдено, с осени пойдем вверх», — не сомневается он.

Чтобы все могли в этом убедиться, с завтрашнего дня на сайте Минпромторга заработает особый счетчик, который будет показывать, сколько заявок подано гражданами для участия в программе субсидирования автокредитования, а также сколько кредитов в итоге по ним выдано. Это позволит населению получать оперативную информацию о работе программы. В 2009—2010 годах кредит получал лишь каждый второй потенциальный заемщик, что было связано с высоким процентом отказов некоторыми кредитными организациями.

Чиновники Минпромторга разошлись в оценках срока жизни второго раунда программы льготного автокредитования. Пессимистичный замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов называл ранее 1 апреля, оптимист Тимур Микая рассчитывает на ее продление на весь следующий год. Сам министр Денис Мантуров на вопрос РБК daily о плане действий при невероятной популярности программы назвал месяцем ее окончания июнь, а комментировать возможность ее пролонгирования не стал. «Давайте сначала используем те средства, которые сейчас есть. Их хватит до июня следующего года», — заявил он.

Продолжительность жизни популярной у населения и банков программы будет зависеть от Минфина. На реализацию программы из бюджета будет выделено до 12,7 млрд руб., в прошлый раз на нее было потрачено вдвое меньше. «С Минфином договоренность достигнута, да и у самого министерства (Минпромторга) есть средства. Проблемных вопросов нет», — пояснил Тимур Микая.

На сегодня к программе субсидирования автокредитования подключились 84 банка. Это меньше, чем в 2009—2010 годах (тогда их было 114), однако все крупные игроки выразили желание вновь принять в ней участие. «К нам банки постоянно приезжают, чтобы подать заявки, — рассказывает Тимур Микая. — А меньше их пока просто потому, что раньше период присоединения к программе был длиннее. В этот раз мы решили не растягивать и дали время только до 1 сентября».