Минпромторг спас рынок автокредитования

Минпромторг спас рынок автокредитования[/i] Интервью с главой Минпромторга Денисом Мантуровым
[/i] Минпромторг нащупал точку роста экономики
[/i] Российский авторынок слишком молод для кризиса

Предварительные итоги запущенного в июле второго раунда программы льготного автокредитования показывают: она пользуется у населения гораздо большей популярностью, чем ее первый раунд в 2009—2010 годах. РБК daily ознакомилась с прогнозным планом Минпромторга. Из него следует, что за полгода в рамках гос­программы будет выдано 200—250 тыс. ссуд. Для сравнения, за весь 2009 год их было выдано чуть более 70 тыс.

Директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Тимур Микая констатирует «высокий старт» программы. «У нас позитивный настрой», — говорит он, демонстрируя корреспонденту РБК daily презентацию с прогнозным планом программы. Он основан на данных, направленных банками в Минпромторг.

Судя по ним, второй раунд программы сулит быть значительно успешнее первого. К середине августа было выдано 20 тыс. автокредитов, что хорошо для традиционно низкого кредитного сезона. По словам собеседника РБК daily, сейчас наблюдается переломный момент: рынок уже шел ко дну, но старт программы в июле заставил его ожить. «Дно пройдено, с осени пойдем вверх», — не сомневается он.

С сентября программа ускорится до 40—50 тыс. кредитов в месяц, а в совокупности к концу года будет выдано 200—250 тыс. субсидированных ссуд, прогнозируют в ведомстве Дениса Мантурова. Для сравнения, в 2009 и 2010 годах были оформлены всего 71 тыс. и 155 тыс. автокредитов соответственно.

Интерес со стороны населения вызван прежде всего расширением модельного ряда (раньше можно было купить только отечественные автомобили, теперь — любые), считает Тимур Микая. «В западной прессе нам ставят в вину запуск этой программы, — возмущается он. — Но ведь мы условия членства в ВТО никак не нарушаем, автомобили в рамках программы можно покупать любые. Хотя большинство, конечно, покупают отечественные».

Сегодня на сайте Минпромторга заработает счетчик, показывающий, сколько заявок подано гражданами для участия в программе и сколько из них в итоге будет удовлетворено. В 2009—2010 годах процент отказов в выдаче кредитов по программе был высоким: заем получал лишь каждый второй желающий.

На сегодня к программе субсидирования автокредитования подключились 84 банка. Это меньше, чем в первом ее раунде (тогда их было 114), но все крупные игроки уже участвуют. «К нам банки постоянно приезжают, чтобы подать заявки, — рассказывает Тимур Микая. — А меньше их пока просто потому, что раньше период присоединения к программе был длиннее. В этот раз мы решили не растягивать и дали время только до 1 сентября».

Мнения чиновников Минпромторга разошлись в оценках срока жизни второго раунда программы льготного автокредитования. Пессимистичный замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов называл 1 апреля 2014 года, оптимист Тимур Микая рассчитывает на ее продление на весь следующий год. Сам министр Денис Мантуров на вопрос РБК daily о плане действий при невероятной популярности программы назвал месяцем ее окончания июнь, а возможность ее продления не прокомментировал: «Давайте сначала используем те средства, которые есть сейчас. Их хватит до июня следующего года».

Реальная продолжительность по­пулярной у населения и банков программы будет зависеть от Минфина. На реализацию программы из бюджета будет выделено до 12,7 млрд руб., в прошлый раз на нее было потрачено вдвое меньше. «С Минфином договоренность достигнута, да и у самого министерства (Минпром­торга) есть средства. Проблемных вопросов нет», — пояснил Тимур Микая.

Даже в случае успеха госпрограмма вряд ли выведет динамику продаж машин в этом году в ноль, полагает он. Ассоциация европейского бизнеса ранее прогнозировала падение российского авторынка по итогам года на 5%. «Будет на несколько процентов меньше, чем в прошлом году, — соглашается чиновник Минпромторга. — Но все же программа частично компенсирует падение продаж».