Каково было бы снова стать ребенком?

Исследование, недавно опубликованное журналом Proceedings of the National Academy of Sciences, доказывает, что связь между индивидом и виртуальным аватаром приводит к возникновению ряда временных изменений в восприятии и поведении человека в соответствии с особенностями выбранного аватара.

Каково было бы снова стать ребенком?   Исследование провели Домма Банаку (Domma Banakou), Рафаэла Гротен (Raphaela Groten) и Мел Слейтер (Mel Slater), эксперты из лаборатории Experimental Virtual Environments (EVENT) Lab for Neuroscience and Technology.
   Иллюзия обладания несуществующей конечностью или целым телом может быть создана с помощью специфической мультисенсорной стимуляции, к примеру, использование эксперимента с резиновой рукой для создания иллюзии ее принадлежности человеку.
   Классический эксперимент с резиновой рукой, который был описан Ботвиником и Коэном в Nature в 1998 году, проводится следующим образом. Добровольца усаживают за стол, где лежит правая или левая резиновая рука, при этом соответствующую руку участника эксперимента прячут за ширмой или под столом. Экспериментатор двумя кисточками начинает одновременно касаться резиновой руки и руки добровольца, в результате чего спустя две-три минуты примерно у двух третей подопытных возникает стойкое ощущение того, что резиновая рука принадлежит им. Именно на нее они указывают с закрытыми глазами, когда об этом добровольцев спрашивает экспериментатор.
   Подобные методы используются для создания у индивидов ощущения обладания телом виртуального аватара или манекена, заменяющего реальное тело. Тем не менее психологические и поведенческие последствия такого «переноса принадлежности тела» практически не изучались.
   Исследователи провели два эксперимента. В первом виртуальная реальность использовалась для присвоения 30-летним индивидам тел 4-летних детей (состояние С) и тел взрослых, уменьшенных до размера ребенка (состояние А), при этом восприятие осуществлялось от первого лица с синхронизацией движений виртуального аватара и реального тела. Эксперимент продемонстрировал сильную иллюзию обладания телом аватара в обоих случаях. Кроме того, испытуемые начали преувеличивать размер объектов вокруг себя, причем этот аспект сильнее проявлялся у группы С.
   Во втором эксперименте была добавлена зрительно-моторная асинхронность при прочих равных условиях. Различия между группами А и С также сохранились.
   Оба эксперимента подтвердили, что изменение телесного самопредставления оказывает значительное влияние на различные аспекты восприятия и поведения индивидов. Мозг автоматически адаптируется к размеру «своего» аватара, благодаря чему эксперимент позволяет «увидеть мир глазами ребенка».