Бесплатная передача госпатентов не заинтересовала российский бизнес

Бесплатная передача госпатентов не заинтересовала российский бизнес[/i] Бесплатные госпатенты не заинтересовали российский бизнес
[/i] Вердикт по иску Motorola к Microsoft может сделать патентные войны малопривлекательными
[/i] Apple проиграла судебную тяжбу «патентному троллю»

Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов недоволен слабым спросом на государственную интеллектуальную собственность со стороны бизнеса. С 1 октября она будет передаваться компаниям бесплатно, но пока похвастаться большим числом заявок нельзя, рассказал чиновник РБК daily: предприниматели считают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а потому осторожничают.

Всего министерство намерено передать бизнесу 8 тыс. патентов, объектов авторского права и результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые сейчас «лежат мертвым грузом в стенах ведомства», говорит Виктор Евтухов. В данный момент на сайте Минпромторга размещены описания около 200 из них — от огнестойкой ткани для одежды пожарных до фотоэлектрического модуля с наноструктурным фотоэлементом для солнечной энергоустановки. По словам замминистра, не все описания будут в публичном доступе: некоторые носят закрытый характер (в частности, патенты оборонной тематики) и будут специально рассылаться по потенциально заинтересованным предприятиям.

Спрос на госпатенты будет расти, надеются в Минпромторге. «Хотя октябрь еще не наступил, бизнес уже обозначил свой интерес, — рассказывает Виктор Евтухов. — Один отечественный авиаконструкторский завод проводил консультации относительно системы определения характеристик бортовых средств измерения воздушных параметров и летно-технических характеристик летательного аппарата, а также системы послеполетной обработки высокочастотных динамических процессов». По словам замминистра, компании также интересуются изобретениями в области солнечной энергетики, авиастроения, металлопереработки.

«Очень серьезные изобретения у нас есть в области фармацевтики, судостроения, оборонно-промышленного комплекса, радиоэлектронной промышленности», — советует, куда бизнесу направить свой интерес, Виктор Евтухов.

Для популяризации программы ведомство намерено запустить активную пиар-кампанию. А пока разослало по нескольким сотням крупнейших холдингов списки РИД. Как пояснили РБК daily в ведомстве, требований к минимальной величине бизнеса для получения патентов нет: в Минпромторге будут только рады, если его предложением заинтересуются средний и малый бизнес. Однако внедрение разработок стоит недешево, поэтому пока интерес проявляют только крупные предприятия. В «Северстали» РБК daily подтвердили получение информационных писем от Минпромторга, однако компания не будет участвовать в программе. «Большинство патентов, разработанных государством, к сожалению, не относятся к нашим технологиям», — пояснили в пресс-службе.

Для того чтобы стать обладателем РИД, достаточно направить в Минпромторг запрос, который будет рассмотрен в течение 30 дней. При положительном решении компания бесплатно получит лицензию на пользование РИД. Лицензия неисключительная, то есть может быть передана и другим компаниям. «Мы не раздаем РИД, а предъявляем несколько условий, — подчеркивает Виктор Евтухов. — Во-первых, практическое применение РИД. Во-вторых, только на территории России. В-третьих, мы передаем РИД только представителям нашей страны». Кроме того, компания обязана регулярно отчитываться о том, что использует РИД. Чтобы стимулировать использование разработок российских ученых, Виктор Евтухов предлагает также подумать над налоговыми льготами для таких компаний.

Главе патентного бюро «Выгодин и партнеры» Борису Выгодину идея Минпромторга в целом нравится, однако он сомневается в быстрых результатах. «Низкий спрос может быть из-за того, что патенты устарели или, наоборот, сырые и непроработанные. К тому же покупать надо не лицензии, а проработанные технологии. До 20 лет может быть потрачено на то, чтобы на основе патента разработать технологию, а кто готов это делать?» — задается он риторическим вопросом. Другая причина — компании просто не хотят внедрять ничего нового, так как модернизация производства требует огромных финансовых затрат. «Кроме того, в нашей стране всем знакомы три слова — «занос», «откат» и «распил», — продолжает Борис Выгодин, — просто так никто никому ничего не отдает».