Фонд ФРИИ оценил рынок инвестиций в интернет-идеи

Фонд ФРИИ оценил рынок инвестиций в интернет-идеиФонд развития интернет-инициатив подсчитал, что инвестиции в интернет-стартапы, находящиеся на самой ранней стадии, в 2012 году достигли $370 млн. За год рынок вырос на 20%, но при этом основные препятствия развитию отрасли — ее непрозрачность и низкое качество проектов — остаются.

Объем российского рынка инвестиций бизнес-ангелов (инвестируют на этапе идеи) в стартапы в 2012 году составил $370 млн (на 20% больше, чем в 2011 году,— $310 млн), причем почти половину (около 42%) составляют неафишируемые сделки, следует из отчета, подготовленного Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Стандартный диапазон инвестиций на этой стадии составляет $20-300 тыс., инвесторы, как правило, получают в проекте долю 20-40%, которая при привлечении стартапами финансирования на следующих этапах дополнительно размывается на 10-20%. Важная особенность таких инвесторов — они предпочитают личный контакт с разработчиками, в отличие от венчурных фондов, которые регламентируют все процедуры.

По оценкам Национальной ассоциации бизнес-ангелов, в России около 2,5-3 тыс. активных бизнес-ангелов. Об эффективности их инвестиций можно будет судить через один-два года, когда ожидаются первые массовые выходы инвесторов из проектов, отмечается в исследовании. Пока же подавляющее большинство таких стартапов убыточно или же они вышли на небольшую прибыль, но реинвестируют ее в развитие бизнеса.

Во многом положительная динамика рынка частных инвестиций в интернет-проекты объясняется снижением необходимого объема вложений. Впрочем, факторов, сдерживающих развитие индустрии, еще больше. Например, это низкое качество стартапов (необоснованные амбиции основателей, завышенные требования к оценке компании, низкий уровень проработки бизнес-модели), недоверие между участниками венчурной индустрии, конкуренция ангельских инвестиций с государственными деньгами, констатируют опрошенные ФРИИ бизнес-ангелы. К этому добавляются проблемы российского правового поля — в частности необходимость оформлять множество бумаг при заключении сделок с ООО и недостатки в опционном законодательстве, осложняющие механизмы мотивации команды.