Налоговая служба избавляет компании от вороха счетов

Налоговая служба избавляет компании от вороха счетов[/i] Михаил Мишустин: «Прозрачный бизнес нуждается в поощрении»
[/i] Госкомпании могут расстроить план по наполняемости бюджета
[/i] Следователям хотят вернуть право возбуждать налоговые дела

Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала «умную» счет-фактуру, призванную решить проблему избыточного документооборота. Новая форма, которая сэкономит бизнесу до 30 млрд руб. в год, объединит счет-фактуру и передаточные документы. Письмо, информирующее региональные инспекции об этой мере (имеется в распоряжении РБК daily), вчера подписал глава ФНС Михаил Мишустин. Новую форму отчетности уже утвердили в Минфине.

В письме Михаила Мишустина, которое вскоре будет доведено до сведения налогоплательщиков, приведен рекомендуемый образец универсальной передаточной формы и даны разъяснения по работе с ней. Переход на новую форму высвободит бизнесу до 30 млрд руб., в том числе 6 млрд за счет экономии на бумаге, 7,6 млрд — на хранении счетов-фактур и 14 млрд — на печати, привел данные замруководителя ФНС Даниил Егоров. Подать такую счет-фактуру в налоговую можно будет и в электронном виде.

Идея объединить документы родилась у налоговиков в 2012 году, была поддержана бизнес-ассоциациями и внесена в «дорожную карту» АСИ «Совершен­ствование налогового администрирования». «Сейчас есть два документа, и оба они отражают одно и то же — отгрузку», — рассказали РБК daily в ФНС. В начале этого года ведомство начало работу над новой формой (которая будет носить исключительно рекомендательный характер): с марта на сайте службы любой желающий мог поучаствовать в разработке проекта.

«Мы понимаем, что изобретения в тиши кабинетов — это одно, а реальные нужды бизнеса — совсем другое», — пояснили решение обратиться за советами к интернет-пользователям в ФНС. В итоге проектом заинтересовались 50 тыс. человек, активное участие в обсуждении новой формы приняли 1С, Центр финансовых экспертиз, банки, предприниматели и аудиторы.

В итоге налоговая облегчит себе обработку типовых бумаг, а бизнес снизит издержки. «Вы представляете, сколько персонала должно сидеть, чтобы все это перерабатывать в организации? — рассуждает Даниил Егоров. — Нужен человек, который забивает информацию в учетную систему, бегает за подписями к директору, а теперь — всего один простой документ». От упрощения жизни организаций в итоге выиграет и бюджет, продолжает собеседник газеты: «Бизнес экономит, значит, зарабатывает больше прибыли, значит, платит больше налогов. Вот такая эгоистическая теория».

Решение объединить документы только на первый взгляд кажется простым, отмечают в ФНС и сравнивают свое начинание со смартфоном: у того дружественный интерфейс, и он прост в использовании, однако скрывает годы высокотехнологичных разработок.

Бизнес приветствует такого рода решение, прокомментировал инициативу налоговиков глава попечительского совета «ОПОРА России» Сергей Борисов. О поддержке бизнесом упрощения документооборота заявил и партнер ФБК, зампредседателя комитета по налоговой политике РСПП Андрей Тихановский.

«Налоговики хотят облегчить жизнь и себе, поскольку это избавит их от необходимости разбираться в различных формах первичных документов», — считает старший юрист налоговой практики юрфирмы Sameta Юлия Кузнецова. По словам директора налогового направления EY Алексея Нестеренко, ФНС сократит трудозатраты налогоплательщиков на заполнение нескольких документов.