РВК публикует исследование системы менеджмента инновационных кластеров

РВК публикует исследование системы менеджмента инновационных кластеровПо заказу РВК проведено исследование «Система менеджмента для управляющих компаний инновационных территориальных кластеров РФ». Цель исследования – разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию управления кластерами в регионах Российской Федерации. Подрядчиками при реализации проекта стали эксперты НИУ ВШЭ и Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

Создаваемая в России система управления кластерами носит сложный многоуровневый характер и находится на начальном этапе формирования. Она характеризуется большим количеством управляющих субъектов, сферы компетенций которых недостаточно четко определены. К ним относятся центры кластерного развития, государственные и частные компании, определенные соответствующим решением органа власти, государственные институты развития, региональные, муниципальные и федеральные власти, а также резиденты кластера. Задачу обеспечения взаимодействия всех участников кластера выполняют управляющие компании.

В рамках исследования был проведен анализ системы менеджмента управляющих компаний 17 пилотных инновационных территориальных кластеров. Эксперты изучили различные модели создания, деятельности и развития пилотных кластеров, практику взаимодействия с различными стейкхолдерами (федеральными и региональными органами государственной власти, институтами развития, компаниями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития). Полученные результаты сопоставили с накопленным зарубежным опытом. На основе собранной информации были сформулированы требования к системе управления кластером и финансовой деятельности управляющих компаний кластеров, перечень услуг, предоставляемых резидентам кластера, а также разработаны рекомендации по организации системы менеджмента в управляющих компаниях кластеров.

«РВК активно взаимодействует с инновационными территориальными кластерами, что, подтвердилось и в результате анкетирования в рамках проведенного исследования, - комментирует Андрей Введенский, директор департамента развития инфраструктуры ОАО «РВК». - Одна из ключевых потребностей, о которой заявляют регионы – это описание и формализация бизнес-процессов управляющих компаний кластеров, как организаций, планирующих стать центрами компетенций в регионах. Именно, отвечая на запрос рынка, нами была реализована данная инициатива. Рассчитываем, что первый опыт использования нашими региональными партнерами выработанных рекомендаций станет открытым для участников рынка, а также позволит эффективно налаживать кооперационные связи в регионах и внедрять инструменты и проекты РВК».

В исследовании также были указаны ключевые барьеры на пути развития кластеров. Сегодня в России существуют три основных модели финансирования деятельности управляющих компаний кластера: государственное, частное, и смешанное финансирование. На практике, как правило, используется смешанная форма. Доля государственных средств снижается по мере развития кластера и через 10-12 лет после основания её бюджет должен формироваться на 75% из частных источников. При этом типовой бюджет управляющей компании кластера с более чем 1500 участников составляет порядка 5 млн. евро, а сравнительно небольшой (менее 200 участников) от 500 т. до 1 млн. евро в год. К сожалению, частный капитал не проявляет высокой заинтересованности в финансировании управляющих компаний кластеров. Исследование показало, что среди причин такой ситуации – отсутствие уверенности в долгосрочном характере государственной поддержки, сжатые сроки между получением государственных средств и необходимостью отчитываться по результатам реализации проектов, несоответствие объемов государственной поддержки существующим в кластере проектам и потребностям его развития.

Скачать исследование: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_management_companies_clusters.pdf