Талант – он и в Интернете талант…

   Влияние Интернета на индустрию звукозаписи очень ощутимо. Традиционному процессу раскрутки артиста противопоставляется ряд оригинальных Интернет-проектов, добившихся серьезного успеха: от Антуана Добсона, голос которого был взят из интервью, обработан с помощью специальной программы и наложен на инструментальную R&B дорожку, до Ребекки Блэк, чье почти комическое исполнение песни «Friday» не только подарило ей популярность, но и принесло немаленький доход от продаж на itune.

Талант – он и в Интернете талант…   Последняя заработала достаточно, чтобы приобрести дом, заключить несколько сделок и появиться на одной из музыкальных премий наряду с такими звездами, как Алисия Кис, Usher и P Diddy. По данным журнала Forbes, продажи Ребекки Блэк на itunes превысили миллион копий всего за несколько дней, хотя другие источники называют более скромную цифру. Знаменательным является тот факт, что оба артиста достигли огромной популярности в Интернете. Видео Добсона было просмотрено на YouTube более 76 млн раз, а Блэк – более 42 млн.
   Чтобы разобраться в текущей тенденции раскрутки артистов через Интернет, мы обратились к ветерану музыкальной индустрии Дэвиду Белгрэйву, профинансировавшему множество проектов за время своей работы в качестве вице-президента по маркетингу в Sony Music. На данный момент Дэвид является независимым маркетинговым консультантом. Он рассказал нам о своем взгляде на это популярное явление.
   - Добрый день, Дэвид, спасибо за уделенное нам время. Принимая во внимание огромное количество артистов на рынке звукозаписи, так ли велика разница между раскруткой нового таланта и уже известных публике исполнителей?
   - В целом, способы промоушна артистов почти идентичны. Разница заключается в том, что популярные исполнители приносят больше дохода, дают больше возможностей для развития и поиска партнеров. Но по большому счету, маркетинговые составляющие одинаковы: видео, радио, публичность, а теперь – еще и Интернет.
   - Похоже, что деньги, потраченные на раскрутку, прямо пропорциональны доходу?
   - Затраты скорее пропорциональны публичности, нежели прибыли. Формула: «Чем больше вложишь – тем больше получишь» не всегда срабатывает, хотя логично, что перед выпуском каждого альбома необходимо инвестировать средства в его раскрутку. Сейчас настали интересные времена для всех медиа: прозрачность рынка очень высока. Если раньше можно было создать определенный имидж альбому, контролировать сильные стороны проекта и скрыть слабые, то сейчас это практически невозможно. Можно убедиться, что весь мир знает о проекте, но в нашу информационную эпоху еще до его запуска люди решат, стоит он внимания или нет, и это мнение распространится по всем маркетинговым ресурсам, куда были вложены деньги. Поэтому превратить инвестиции в прибыль стало гораздо сложнее, чем 20 лет назад. Не поймите меня неправильно, легкость в распространении информации – это хорошо, но если на каком-нибудь форуме ваш проект смешают с грязью, это мнение может распространиться и свести к нулю все усилия по раскрутке.
   - Как вы думаете, новые компьютерные технологии и платформы социальных сетей достаточно устойчивы для построения на их основе маркетинговой стратегии?
   - Сейчас неважно, сколько Вы вложили в проект – будь это музыка, кино или телевидение – все усилия напрасны, если кто-то прокомментирует его в социальной сети, например, на Twitter или Facebook, как неудачный, и это мнение распространится как эпидемия. С одной стороны, доступ к массовой аудитории открыт всем, и он необязательно требует серьезных капиталовложений. С другой, появляется фактор «икс», который сложно предсказать или учесть. В результате, чтобы хоть как-то гарантировать окупаемость проекта, приходится искать артистов, обладающих исключительным талантом или уникальными умениями. Маркетинг просто помогает выделить или направить этот талант с помощью радио, телевидения, печатных СМИ или Интернета.
Талант – он и в Интернете талант…   - Наступило время, когда общественное мнение важнее оценки экспертов, способных отличить действительно качественный продукт?
   - Интересный вопрос! Будь я на 15 лет моложе или на 15 лет старше, я дал бы на него диаметрально противоположн ый ответ. Мы обладаем уникальной возможностью оценки ситуации, ведь наше поколение прошло через множество этапов развития массмедиа. Если говорить только о музыке, мы прошли путь от моно-формата до винила, кассет, cd, минидисков и, наконец, цифрового MP3. Музыка развивалась через такие проекты, как Дик Кларк, Soul Train, журнал Rolling Stone, Spin… Новые бренды - TMZ, Пэрис Хилтон, блоги, видео-блоги и веб-сайты – также имеют значительную ценность, благодаря своей способности формировать общественное мнение. Их влияние неоспоримо, однако профессионализм в выборе качественных продуктов можно подвергнуть сомнению. В результате страдает качество современного медиа. Что-то явно не так, раз на обложке Rolling Stone появляются персоналии с телевидения. Все проекты оцениваются только с одной стороны, в результате, публике сложно отличить качественный продукт от некачественного. Кто-то, естественно, зарабатывает на этом деньги, но индустрия в целом - теряет, с точки зрения размывания художественной аутентичности.
   - Как Вы считаете, этот тренд распространится или угаснет как очередная аномалия?
   - Всегда существовали однодневные проекты, которые появляются ниоткуда и благодаря своей необычной стилистике достигают успеха, пусть и на короткое время. По каким-то причинам некоторым артистам просто удается «поймать волну». На сегодняшнем рынке можно оценить и объяснить причины популярности проектов, не имеющих серьезной финансовой базы. Можно услышать что-то вроде: «Ну, у них уже миллион просмотров на YouTube» или «огромное количество фанатов на Facebook», но в результате понимаешь, что роль этих факторов не так велика, как кажется, поскольку первоначальный успех в таких случаях повторить очень сложно, а иногда невозможно. Самый верный подход: работать с действительно талантливыми артистами, иметь грамотную стратегию и сильную команду, - результаты всегда говорят сами за себя.