Aли-Баба покорит Америку

Aли-Баба покорит Америку

Китайский онлайн-ритейлер Alibaba этим летом готовится разместить свои акции на американской бирже. По прогнозам аналитиков, эта продажа может стать крупнейшим IPO в истории США, а оценка Alibaba — достичь $200 млрд.


Акции гигантского китайского онлайн-ритейлера Alibaba и раньше вызывали интерес у потенциальных инвесторов, но после публикации отчета с финансовыми результатами корпорации Yahoo!, которой принадлежит 24% Alibaba, китайская компания стала выглядеть еще привлекательнее.

Согласно документам, в четвертом квартале 2013 финансового года прибыль Alibaba составила $1,4 млрд, увеличившись более чем вдвое по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Доходы подскочили на 66% и составили около $3,1 млрд.

Alibaba — крупнейший китайский онлайн-ритейлер, сейчас он обрабатывает больше транзакций, чем eBay и Amazon вместе взятые, а объемы для почтовых сервисов в Китае составляют 70% всех доставок на внутреннем рынке.

Помимо онлайн-коммерции Alibaba также владеет платежным сервисом, облачным хранилищем, картографическим сервисом и мобильным мессенджером.


Компания планирует подать документы на первичное публичное размещение акций на американской бирже уже на следующей неделе — тогда станет известна более подробная информация о ее бизнесе. По данным Wall Street Journal, выход компании на IPО ожидается летом 2014 года.

Эта продажа имеет все шансы стать крупнейшим IPO в истории США, если оценка компании достигнет $200 млрд — именно такую сумму прогнозируют самые оптимистичные из аналитиков.

В последние годы единственным возможным способом заполучить кусочек Alibaba была покупка бумаги Yahoo!. Именно так поступили инвесторы во вторник: после публикации отчета акции Yahoo! подорожали на 9%, отмечает ВВС.

В зависимости от оценки, которая, по прогнозам большинства аналитиков, составит от $100 млрд до $200 млрд, Yahoo! получит как минимум $10 млрд без учета налогов.

Удачные результаты Alibaba за четвертый квартал демонстрируют, что более оптимистичные прогнозы имеют все шансы воплотиться в жизнь.

«Это довольно впечатляющие результаты, и они должны успокоить любые опасения о замедлении», — говорит аналитик Macquarie Securities Бен Шехтер, ожидающий, что оценка Alibaba составит по крайней мере $160 млрд.

Финансовые итоги самой Yahoo! оказались не слишком впечатляющими. Рост выручки и прибыли остались без изменений — это небольшое улучшение по сравнению с предыдущими кварталами. С точки зрения инвесторов, эти цифры — просто уточнение к рекомендациям по инвестициям в Alibaba и Yahoo! Japan.

«Основная ценность Yahoo! — это Alibaba», — говорит аналитик компании Pivotal Research Брайан Уизер. Cогласно оценке аналитиков Bernstein, основной бизнес компании и подразделение Tumblr, купленное в прошлом году, обеспечивают лишь 25% общей стоимости Yahoo!.

С тех пор как Марисса Майер возглавила Yahoo! летом 2012 года, стоимость акций американской корпорации выросла в два раза, однако, по мнению экспертов, это произошло прежде всего за счет успеха Alibaba.

Alibaba доставляет товары в Россию, доля компании на российском рынке онлайн-торговли пока не сравнима с ситуацией в Китае.

Доля российских покупателей в 2013 году на принадлежащем Alibaba сервисе Aliexpress.com составила 11%, а на «основном» сайте Alibaba.com — 4,5%, сообщается в отчете ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

В марте 2014 года стало известно, что российский венчурный капиталист Алишер Усманов тоже вложил деньги в Alibaba.

Основной драйвер столь динамичного роста ключевых показателей Alibaba — бурное развитие глобальной электронной коммерции и конкурентные преимущества китайских товаров, позволяющих группе последовательно усиливать свои позиции не только на быстрорастущем домашнем рынке и в развивающихся странах, где рост формируется на фоне увеличения рынка за счет дальнейшего проникновения интернета, но и в крупных развитых странах, говорит аналитик УК «Финам» Максим Клягин.

По мнению эксперта, популярность площадки в России будет быстро расти. «По примерным оценкам, за счет трансграничной торговли формируется не менее 60–70% транзакций. Примерно 30–40% приходится на крупнейшие развивающиеся экономики, отличающиеся быстрыми темпами роста информатизации, такие как Индия, Бразилия или Россия. В среднесрочной, учитывая потенциал роста, перспективе приоритет будет оставаться именно за ними», — прогнозирует Клягин.