Стартап "СельПО" будет доставлять молоко и мясо беспилотниками

Стартап "СельПО" будет доставлять молоко и мясо беспилотниками"СельПО" показал, как может работать сервис по доставке еды от фермерских хозяйств. Для связи покупателя и фермера стартап планирует использовать тяжелые мультикоптеры.

22 августа резиденты Казанского ИТ-парка презентовали проект "СельПО" по доставке продуктов с помощью мультикоптеров. Совместный проект нескольких региональных компаний начинает обретать окончательные черты. Хотя прототипа транспортного устройства, способного переносить достаточный груз на расстояние хотя бы несколько километров, у объединенной команды до сих пор нет. Тем не менее, уже готова концепция услуги, мобильное приложение и небольшой демонстрационный квадрокоптер. Также авторы проекта "СельПО" работают над новой автономной летающей машиной, которая сможет переносить продуктовые пакеты массой 5-10 кг.

Проект "СельПО" выглядит фантастическим и решает злополучную проблему "последней мили", то есть доставки услуги от развитых логистических центров непосредственно к покупателю. "СельПО" планирует заниматься доставкой продуктов от фермеров, которые выращивают отличные урожаи, но не могут или не умеют их эффективно продавать.

"СельПО" решает эту проблему следующим образом: пользователь с помощью мобильного приложения заказывает нужный товар (картофель, молоко, мясо и др.), затем покупки доставляются к месту базирования мультикоптеров. С этого момента начинается самая интересная часть логистики: мультикоптер поднимает пакет или сумку-холодильник с покупками и автоматически доставляет покупку по указанным координатам, пишет . В условиях плотной городской застройки разработчики предусмотрели специальные приемные устройства СельПОматы, в которые мультикоптер помещает покупки. Подобных сервисов доставки сегодня нет ни в одной стране мира, хотя компания Amazon уже проводила опыты по доставке электроники с помощью небольших квадрокоптеров, а 21 июня 2014 г. российская компания "Додо Пицца" провела PR-акцию по доставке пиццы на подвеске мультикоптера.

К сожалению, на пути широкомасштабного использования БПЛА-курьеров стоят не только технические проблемы. В настоящее время "СельПо" разрабатывает мультикоптер с грузоподъемностью 5-10 кг и автоматчиеским огибанием препятствий. Это достижимая цель, но с юридическими барьерами все сложнее: тяжелый БПЛА и не менее тяжелый груз должны быть безопасными не только для авиатранспорта, но и для людей внизу, а также электропроводов, антенн связи, зданий и прочей городской инфраструктуры.

Один из разработчиков мультикоптера для "СельПо" руководитель лаборатории iCar Алексей Плеханов, отмечает, что любой аппарат, который перемещается в воздушном пространстве, должен иметь лицензию и соответствующие согласования со всеми службами.

"Естественно, беспилотник не должен пересекать воздушные коридоры, где используется гражданская или военная авиация. У него будут четкие места дислокации и определенные маршруты передвижения, удаленные от оживленных участков, — отметил Алексей Плеханов. — Сейчас нужно решить юридические моменты. В законодательстве нет четкого понятия того, что такое квадрокоптер. Над этим нам предстоит работать".

Тем не менее, один из авторов проекта "СельПО" Тимур Каримов полон оптимизма и утверждает, что в ходе социального мониторинга проект получил положительные отзывы у потенциальных пользователей сервиса.

"Мы пришли к выводу, что людям это действительно интересно, — рассказывает Тимур Каримов. — Например, осенью, по традиции начнутся ярмарки, и люди начнут закупать продукты. Где все это хранить? Сколько купить, чтобы не испортилось? Когда под рукой будет наше бесплатное мобильное приложение, потребители смогут в любое время сделать заказ, и коптер доставит все к условленному месту".

Несмотря на многочисленные существующие технологические и юридические барьеры, проект "СельПо" может иметь успех именно в России. Во многих российских регионах последние несколько километров "золотой мили" являются настоящей труднопроходимой проблемой. Таким образом, внедрение сервиса может пойти проще именно в небольших населенных пунктах.