«Мы зафиксировали десятки случаев насилия со стороны батальона «Айдар»

Генсек Amnesty International Салил Шетти — о перспективах расследования военных преступлений на Украине
«Мы зафиксировали десятки случаев насилия со стороны батальона «Айдар»

Заключенное между Киевом и ополченцами востока Украины перемирие пока поддерживается. И с каждым днем крепнет надежда, что война наконец-то закончится. Однако возникает вопрос: а кто и как будет наказан за беззакония, творившиеся и, судя по всему, еще творящиеся на востоке Украины. О проблеме преступления и наказания корреспонденту «Известий» Константину Волкову рассказал генеральный секретарь международной правозащитной организации Amnesty International Салил Шетти.

— Будучи в Киеве 8 сентября, вы встречались с премьер-министром Украины Арсением Яценюком и призвали его взять под контроль частные отряды и наказать виновных. Полагаете, ваш призыв будет услышан?

— Мы подняли этот вопрос и в разговоре с премьер-министром, и в разговоре с генпрокурором Украины, ведь расследование военных преступлений — функция последнего. Есть два аспекта в этой проблеме. Первый — само установление ответственности и контроля, а это прерогатива премьер-министра. На данный момент на Украине ни правоохранительные органы, ни военные, похоже, не контролируют добровольческие батальоны. Другой аспект — само расследование случаев похищений, избиений, а это уже зона ответственности генпрокурора. И хотя какие-то расследования начаты, но особого прогресса не наблюдается. При этом мы задокументировали десятки случаев насилия со стороны украинских добровольческих батальонов, таких как «Айдар».

— А почему не продвигается расследование?

— Если взять восток Украины — то это сейчас территория серьезного конфликта, где в настоящее время правовой вакуум. Но мы настаиваем, чтобы расследование набирало обороты. В докладе, обнародованном в июле этого года, Amnesty International сообщала о беззакониях, которые творились там, когда эту территорию контролировали сторонники независимости. Однако когда туда пришли украинские войска и батальон «Айдар», там творились такие же беззакония.

— До того были Одесса, Мариуполь, где правового вакуума нет. Однако по этим делам следствие тоже тормозит…

— О причинах торможения надо спрашивать украинские власти.

— Что вы ожидаете от нынешнего перемирия?

— Перемирие, похоже, более или менее соблюдается на протяжении последних дней. Дальнейшее — дело политиков. Главная проблема — чтобы все стороны захотели мира. И они должны понимать, чем дальше зайдет конфликт, тем больше усилий и средств придется вложить в восстановление мира.

— Какие меры может предпринять Amnesty International, помимо призывов к расследованию?

— Нужно независимое общественное движение, которое потребует узнать правду, которое будет призывать правительство предпринять необходимые действия. Это неправда, что ничего нельзя изменить. Миссия нашей организации — оповестить людей о творящихся беззакониях, особенно о тех, которые замалчиваются властями. Возьмем, например, Мьянму. Двадцать пять лет усилий понадобилось для того, чтобы там началось смягчение режима.

— Может ли быть международное расследование преступлений на Украине, если она не подписала Римский статут Международного уголовного суда?

— Мы призываем Украину ратифицировать Римский статут, этого, кстати, требует и соглашение об ассоциации с ЕС. Как только они это сделают, они могут передать дело в Международный уголовный суд. Но даже если не обращаться к международной юрисдикции, внутреннее законодательство Украины позволяет привлекать к ответу за военные преступления. Универсальная всемирная юрисдикция применима к некоторым видам военных преступлений, таким как пытки. Насколько это реально — другой вопрос, но с правовой точки зрения дело обстоит таким образом. Так что пусть те, кто нарушал права человека, не думают, что останутся безнаказанными.








https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html