Россия может запретить импорт товаров легкой промышленности из стран Запада

Россия может запретить импорт товаров легкой промышленности из стран Запада


Россия подготовила пакет ответных мер на новые санкции Евросоюза — под запрет может подпасть импорт подер­жанных автомобилей, некоторых видов одежды и других товаров легкой промышленности. С российскими производителями чиновники не консультировались, утверждают представители отраслевых объединений.



Евросоюз ввел вчера новые санкции в отношении России — они включают ограничения на доступ российских госбанков к европейскому капиталу, расширение эмбарго на поставку технологий для российской нефтяной отрасли и увеличение списка лиц, чьи активы в Европе подлежат блокировке.



«Конечно, мы будем реагировать на эти недружественные шаги», — отметил официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич на брифинге в четверг.



Минэкономразвития уже подготовило второй пакет ответных мер на санкции Запада, заявил РИА Новости помощник президента Андрей Белоусов. По его словам, Россия может ограничить импорт автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Чиновник финансово-эко­номического блока подтверждает, что документ подготовлен. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос РБК.



«У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды», — уточнил Белоусов.



Ранее российские власти обсуждали также возможное изменение транссибирских маршрутов, остановку части чартеров европейских авиакомпаний и закрытие воздушного пространства для транзита украинских авиаперевозчиков. Кроме того, рассматривалась возможность ограничения импорта в автомобилестроительной индустрии, судостроении и авиастроении.



После того как в начале августа Москва объявила о введении продовольственных «антисанкций», источники в отраслевых ассоциациях рассказывали РБК, что чиновники предварительно консультировались с ними по списку запрещенных товаров. В этот раз представители бизнес-объединений утверждают, что с ними в правительстве не советовались.



Никаких консультаций с Торгово-промышленной палатой не проводилось, сообщил РБК представитель ТПП Александр Шкирандо. «К нам не обращались», — вторит вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. При этом он выразил мнение, что ограничения на импорт товаров легкой промышленности вряд ли ударят по российской экономике, потому что большая часть импорта идет не из санкционных стран.



Импорт в Россию из стран Евросоюза обуви, одежды, тканей, текстильных принадлежностей, кожи, меха и аксессуаров составил в 2013 году 3,2 млрд долл. — это 16% всего импорта по этим категориям. «Более 80% российского рынка — импортная продукция, основная часть которой приходит из Азиатского региона, то есть из стран, которые не участвуют в санкциях», — говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.



«Если будет принят новый пакет санкций, прежде всего ограничения коснутся премиального сегмента, основная часть стран — поставщиков этой продукции — из Евросоюза, — рассуждает Лебсак-Клейманс. — Локальным производством их заменить невозможно». На импорт в среднем и экономическом сегменте санкции существенно не повлияют. Но именно в этих сегментах работают и практически все российские игроки, уточняет она.



Практически незамеченными для российского и западного рынков станут и ограничения на ввоз подержанных автомобилей. По данным исследовательской компании «АСМ-холдинг», в 2013 году оптовые поставки в Россию подержанных импортных легковых машин составили всего около 10,5 тыс. штук.



Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко оценивает объем импорта подержанных легковых машин в «десятки тысяч». По его словам, если импорт будет ограничен, эта мера коснется скорее физических лиц и небольших фирм и не окажет влияния на авторынок в целом. Гораздо большее значение для рынка имеет импорт новых автомобилей, который в 2013 году составил около 780 тыс. машин.



Ассоци ация европейского бизнеса (АЕБ), в которую входят представительства иностранных автопроизводителей в России, на прошлой неделе попросила глав государств Евросоюза, России и Украины защитить иностранных инвесторов всех стран от «войны санкций». «Введение подобных мер приведет к серьезному упадку производства, сокращению числа рабочих мест, затронув не только самих производителей, но также поставщиков и ретейлеров, занятых в этих отраслях», — сказано в письме АЕБ.



При этом в России уже действуют заградительные меры в отношении импортных автомобилей. Таможенные ставки на автомобили с пробегом составляют €1,7 за 1 куб. см объема двигателя для машин возрастом от трех до пяти лет, для машин от пяти лет и старше — €3,2 за 1 куб. см. Эти пошлины были введены в начале 2009 года для поддержки отечественного производителя.



В 2012 году в ожидании снижения пошлин на новые автомобили из-за вступления в ВТО был введен утилизационный сбор. Его базовая ставка составляет 20 тыс. руб. за легковой автомобиль, эта сумма должна быть умножена на определенный коэффициент в зависимости от объема двигателя и возраста машины. Сбор за легковую машину до трех лет для фирм составляет от 26,8 тыс. до 110 тыс. руб., ввоз машины старше трех лет стоит от 165,2 тыс. до 700,2 тыс. руб. Физические лица, которые ввозят автомобили для личных нужд, платят гораздо меньше: 2—5 тыс. руб.