«Яндекс» и ICQ прекратили сотрудничество

«Яндекс» и ICQ прекратили сотрудничество
Спустя год после появления совместного клиента «Яндекса» и ICQ компании прекращают сотрудничество. Возможная причина – переход ICQ под контроль фонда DST, являющегося акционером Mail.ru.

Сегодня, 16 сентября, заканчивается срок контракта, заключенного между «Яндексом» и ICQ относительно работы совместной версии интернет-пейджера. Контракт продлен не будет, сообщил CNews представитель «Яндекса» Очир Манджиков, добавив, что компания осталась довольна условиями сотрудничества. Пользователям продукта будет предложено перейти на оригинальную версию ICQ. Аудиторию «Яндекс – ICQ» и выручку, которую «Яндексу» принес этот продукт, в компании не раскрывают.

По словам источника, знакомого с ситуацией, контракт не был продлен по инициативе ICQ. Причина заключается в появлении у ICQ нового владельца - фонда Digital Sky Technologies (DST), основанного предпринимателем Юрием Мильнером. DST является контролирующим акционером Mail.ru и намерен сконцентрироваться на развитии этого портала, считает источник. Представитель DST от комментариев отказался, заметив лишь, что подобного рода вопросы решаются исключительно на коммерческой основе.

Контракт между ICQ и «Яндексом» был заключен в 2008 г., в августе прошлого года появилась ко-брендинговая версия программы со встроенным поиском от «Яндекса». Еще раньше «Яндекс» выпустил интернет-пейджер «Я.Онлайн», основанный на технологии Jabber. На базе данной технологии выпускают пейджеры и другие интернет-компании, например, Google и Livejournal, при этом пользователи различных Jabber-продуктов могут обмениваться друг с другом сообщениям. Развитие проекта «Я.Онлайн» продолжается, но сколько у программы пользователей, в «Яндексе» не говорят.

Рекламу в «Яндекс-ICQ» продавало входящее в Rambler Media Group агентство Index20. У этого агентства эксклюзивный контракт на продажу рекламы в ICQ на территории России. Срок действия контракта истекает в 2012 г., говорит представитель Rambler, намерений досрочно прекращать его действие у холдинга нет. Rambler также распространяет ко-брендинговую версию ICQ-клиента, размер аудитории программы не разглашается. Отметим, что по данным самой ICQ, 40% ее российской аудитории – это пользователи программ, официально не поддерживаемых компанией (QIP, Miranda, Adium, Pidgin и др).

По мнению аналитика «Финам» Леонида Делицина, прекращение действия контракта с ICQ не повлечет за собой финансовых потерь для «Яндекса». «Вряд ли объем проданной в продукте рекламы превышает несколько процентов от общего объема продаваемой порталом рекламы, - считает аналитик. - Другое дело, что в долгосрочном плане потеря столь имиджевого продукта может иметь отрицательные последствия для «Яндекса», при том что заполнить проблему за счет «Я.Онлайн» не удастся из-за насыщенности рынка сервисов для мгновенного общения».

Что касается Mail.ru, из-за которого ICQ мог отказаться от контракта с «Яндексом», то у компании есть собственный продукт – «Mail.ru-Агент» с аудиторией 16 млн уникальных пользователей ежемесячно. Вопрос о возможном сотрудничестве с ICQ в Mail.ru оставили без комментариев. «Если такое сотрудничество и будет, то, скорее всего, Mail.ru продолжить выпускать интернет-пейджер под собственным брендом, а ICQ будет использовать в качестве донора аудитории и технологий», - рассуждает Делицин.