«Формула-1» в России обернется убытками

«Формула-1» в России обернется убытками


Гран-при «Формулы-1», который пройдет в эти выходные в Сочи, станет очередным дорогостоящим имиджевым, но, скорее всего, убыточным для российского бюджета мероприятием. Россия не один год добивалась права провести гонку на территории страны, тогда как многие страны, наоборот, отказываются от проведения соревнований



Гонки на высшем уровне



Из Москвы в Сочи летят полные самолеты, но среди пассажиров – почти никого в майках, кепках, куртках с символикой команд (впрочем, многие болельщики собираются прилететь в Сочи в пятницу). В городах, где проходят Гран-при F1, спонсоры команд обычно стараются разместить как можно больше тематической рекламы. Но в Сочи по дороге от аэропорта до гостиницы и из гостиницы на автодром была лишь одна.



В очереди на автодром – перекупщики. Самые дешевые билеты – в зону свободного размещения без мест – в официальной кассе стоили 5 тыс. руб. и закончились еще несколько месяцев назад. Молодые люди предлагают их за 8 тыс. руб.



Главное гоночное событие стартует в 15.00 в воскресенье. Его посетит Владимир Путин, рассказал РБК источник, близкий к Кремлю, и подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Вместе с ним гонку посетят и члены правительства, включая премьера Дмитрия Медведева и его заместителя Дмитрия Козака, говорит собеседник в правительстве.



Не исключено участие политиков и из других стран, отмечает Песков. В тот же день у Путина назначены переговоры с королем Бахрейна Хамадом аль-Халифой. Если он захочет, то тоже посетит «Формулу-1», говорит пресс-секретарь президента. На следующий вторник у Путина запланированы переговоры с премьером Госсовета Китая Ли Кэцяном, но прилетит ли он заранее в Сочи, чтобы понаблюдать за гонкой, неясно, говорит собеседник, близкий к оргкомитету мероприятия.



Формула для России



Трассу в Сочи строила принадлежащая Краснодарскому краю компания «Центр «Омега». Проект непрерывно дорожал: в 2011 году предполагалось, что российский бюджет потратит на него около 6 млрд руб. Летом этого года замгендиректора компании Александр Мохна признал, что «ориентировочная стоимость объекта приближается к 16 млрд руб.».



За право провести соревнование компаниям руководителя «Формулы-1» Бернарда Экклстоуна придется заплатить около $ 40 млн, писали «Ведомости». Сумма будет уплачиваться каждый год до истечения контракта в 2020 году.



Организаторы гонки в основном зарабатывают на рекламе и продаже билетов, процент от продажи отчисляется компании Экклстоуна. Сейчас цена билетов составляет от 23 тыс. до 30,5 тыс. руб. на главной трибуне (болельщики увидят старт и финиш, а также пит-стопы гонщиков) и от 11 тыс. до 14 тыс. на временных трибунах. Стоимость VIP-ложи – от 129,6 тыс. до 162 тыс. руб. за человека. Билетов, по заявлению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, не осталось.



Зрелищно, но дорого



В большинстве стран гонки «Формулы-1» убыточны, и Россия, скорее всего, не станет исключением. Год назад Deloitte оценила убыток для организаторов гонки в первый год ее проведения в $ 55 млн, сообщали «Известия». Считается, что гонки приносят стране-участнице Гран-при косвенные выгоды. Премьер-министр Малайзии оценивал экономический эффект в $ 69 млн в год, говорится в Black Book 2013.



Пока Россия добивалась права провести гонку в Сочи, страны, где соревнования проходят уже не первый год, наоборот, выходят из числа участниц Гран-при. В конце 2012 года от гонок отказалась Турция, вслед за ней Корея, Индия, Бахрейн.



Дороже всего участие в королевских гонках обходится новичкам. Там, где гонка проходит уже не первый год, плата за участие составляет $ 10–15 млн в год, прочие платят за статусное мероприятие от $ 40 млн. Единственная страна, которая не платит взносов, – Монако. По оценкам Formula Monitor, оборот во время гонки в Монако составляет $ 120 млн, прибыль – около $ 7 млн. Сама «Формула-1» в 2013 году получила рекордные доходы в размере $ 1,7 млрд, прибыль составила $ 503,7 млн.



«Формула-1» в России обернется убытками