Стартапы смогут помочь с импортозамещением при наличии понятного плана

Стартапы смогут помочь с импортозамещением при наличии понятного планаАктуальную тему импортозамещения обсудили на дебатах в Москве представители институтов развития, органов власти и развивающегося бизнеса. Со стороны Фонда «Сколково» в дискуссии, организованной в рамках федерального конкурса-акселератора GenerationS, принял участие вице-президент, исполнительный директор Кластера информационных технологий Игорь Богачев.

«Для меня история импортозамещения и инноваций — это, в конечном итоге, просто рынок для стартапов», — заявил в своем выступлении Игорь Богачев. При этом он отметил, что на сегодняшний день около 80% российской экономики так или иначе зависит от госкорпораций, но они пока не представляли планов, что они собираются что-то замещать.

«Что-то из продуктов могут создать именно стартапы, но для этого нужно сформулировать задачу, создать список технологий, которые будут востребованы. Пока такого списка не существует, по крайней мере, я его не видел, — заявил Игорь Богачев. — Будут планы по импортозамещению со стороны крупного бизнеса — будет импортозамещение. Не будет планов — значит, не будет и импортозамещения», — добавил он.

Заместитель гендиректора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника) Павел Гудков также заявил, что для включения стартапов в процесс импортозамещения необходимо понимать план самого импортозамещения. Эксперт предложил организовать сбор заявок на необходимые технологии от крупного бизнеса и госкорпораций, а затем привлечь к разработке стартапы.

Роль стартапов в импортозамещении, по мнению экспертов , вряд ли проявится в краткосрочной перспективе до трех лет — просто по причине длительности цикла создания продукта от идеи до выхода на рынок.

«Стартапы — это про «послезавтра», — заявил участник дискуссии, гендиректор фармкомпании «Гемакор» Игорь Пивоваров. При этом он отметил, что импортозамещение — не самоцель, и нельзя упускать из виду перспективные идеи и технологии, аналогов которых еще нет на рынке.

Основатель и генеральный директор компании Acronis Сергей Белоусов также считает, что стартапы смогут внести свой вклад в импортозамещение лишь в среднесрочном и долгосрочном периодах — от 5 до 20 лет.

Представители стартапов, в свою очередь, отметили, что выйти на российский рынок зачастую сложнее, чем на западные. Крупные компании, в том числе, государственные, не стремятся к экспериментам, и выбирают решения известных производителей — даже если стартап представляет более интересный продукт. Стать поставщиком таких заказчиков сложно еще и потому, что прежде необходимо пройти всю необходимую сертификацию, что зачастую сложно и дорого.

Представитель фонда Бортника отметил, что работа над решением этих вопросов уже ведется: «Недавно Минэкономразвития выделило фонду 1 млрд рублей, которые пойдут, в том числе, на компенсацию стартапам непроизводственных расходов, — рассказал Павел Гудков. – Уже объявлен конкурс, победители которого могут получить гранты в размере до 10 млн рублей на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта, или на возмещение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта». К таким расходам относятся и затраты компаний на сертификацию продуктов.

Игорь Богачев добавил, что Фонд «Сколково» запустит программу микрогрантов, которые будут выдаваться компаниям-участникам «Сколково» под сертификацию продукции. Фонд также готов оказывать стартапам необходимую консультационную поддержку.

В рамках мероприятия с краткими презентациями выступили и представители инновационного бизнеса, в том числе, недавно получившая статус резидента Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» компания «ЭкзоАтлет». Руководитель проекта Екатерина Березий, в частности, заявила, что продукт российской компании — медицинский экзоскелет для реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — при выходе на рынок будет иметь преимущества перед существующими зарубежными конкурентными решениями — не только в технологии, но и в цене.