Уральский федеральный университет готовит стартапы

Уральский федеральный университет  готовит стартапы Конкурентоспособность России и ее регионов зависит от готовности бизнеса рисковать своим капиталом, вкладывая средства в развитие малых инновационных предприятий (МИП) и их проектов. Необходимо наладить партнерство корпораций с ними и пересмотреть ряд административных механизмов, которые регулируют деятельность МИП, именуемых также стартапами.

К такому выводу пришли представители органов власти, предприятий и университетов, включившиеся в международную образовательно-консультационную программу, которую начали в Уральском федеральном университете (УрФУ) его Инновационная инфраструктура, Правительство Свердловской области и фонд «Новая Евразия». Первый тренинг в рамках этой программы, нацеленной на формирование механизмов посевного и венчурного финансирования на Урале, прошел в УрФУ 9-11 октября. В нем приняли участие более 40 сотрудников МИП, технопарков, инновационных центров, университетов, а также органов власти и промышленных компаний. Встретиться с ними пригласили экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Израиля и США.

Групповое обсуждение реальных задач, стоящих перед регионом, стало лишь небольшим элементом тренинга. О российском и зарубежном опыте венчурного и посевного инвестирования и о том, как управлять успехом и развитием стартапа, рассказал генеральный директор компании Astelion Марат Капелюшник. Тему выхода на международный венчурный рынок продолжил президент американской компании IPShakti LLC Дипанджан Наг. Правовые тонкости венчурных сделок, от которых в том числе зависит доля основателей стартапа в их собственном бизнесе, представил заместитель генерального директора патентно-правовой фирмы «Нева-Патент» Алексей Петров.

Последний день тренинга был посвящен тому, как презентовать стартап возможным инвесторам. Соответствующим опытом поделился американец Кендрик Уайт, основатель и генеральный директор компании Marchmont Capital Partners. Выступление этого эксперта настолько вдохновило участников, что, как признался один из слушателей, его собственный проект задержался на стадии стартапа только потому, что эта встреча не произошла раньше. А генеральный директор инвестиционно-банковской компании Eastway Сapital Александр Волчков рассказал о наиболее частых ошибках, которые допускают стартаперы, представляя свои проекты для финансирования в частных и государственных фондах. Главная из этих ошибок, отметил эксперт – неправильная оценка рынка, на который хотят выйти авторы проекта.



Все авторы, пришедшие на программу с собственными проектами, теперь будут дорабатывать их, чтобы представить на втором, завершающем тренинге. Его неотъемлемой частью станет своеобразная венчурная ярмарка, в которой примут участие представители российских и зарубежных венчурных структур – в том числе первого в России венчурного фонда с участием университета, организуемого сейчас в УрФУ. Тем самым организаторы надеются создать необходимую точку соприкосновения инвесторов и стартаперов, которая необходима для развития инноваций в Уральском регионе.

Мнения участников программы «Формирование механизмов посевного и венчурного финансирования для развития региональных инновационных систем»

Александр Волчков, основатель и генеральный директор инвестиционно-банковской компании Eastway Capital:
- Авторам инновационных проектов сложнее определить свою нишу на рынке, чем авторам «просто» предпринимательских идей. Неверный анализ рынка и как следствие неправильное позиционирование на нем – главная ошибка российских стартаперов. Сюда же относится завышенная оценка стоимости своего проекта – излишняя амбициозность в общении с инвестором нередко также мешает достичь успеха.

Ольга Ошуркова, директор ООО «ДиваОра Групп»:
- С Маратом Капелюшником мы обсуждали модель, работающую в Израиле, где предприятия, инвестируя в стартапы, получают существенные налоговые вычеты на свой капитал. Думаю, это стоит использовать и у нас: для владельца предприятия без разницы – уплатить сумму как налог или вложить ее в стартап. Зато во втором случае запускаются социальные механизмы: создается МИП, появляются рабочие места…

Александр Щербинин, заместитель главы Каменска-Уральского по развитию территории и строительству:
- Эксперты-профессионалы грамотно построили взаимодейс твие: между участниками сложился диалог. Это позволило получить подробную информацию о том, как довести проект от самой начальной стадии развития до представления инвестору. Хотелось бы на будущих тренингах увидеть людей, которые уже реализовали свой проект, и инвесторов, которые его поддержали. Чтобы первые объяснили, как смогли убедить инвестировать в проект, а вторые рассказали, что их побудило дать средства на развитие этой разработки…

Сергей Ананьев, начальник управления и разработки реализации научно-технической политики ОАО НПК «Уралвагонзавод»:
- На одном из интерактивов в рамках тренинга была испытана модель четырёхстороннего диалога власти, бизнеса, МИПов и университета. Порядок этого взаимодействия мы обсуждаем уже год, так что хотелось бы уже перейти от слов к делу. Это необходимо в том числе и для эффективной деятельности будущего университетского технополиса, в рамках которого должны развиваться стартапы, интересные для предприятий. Поддержка органов власти заметно ускорит внедрение новых разработок…



Алексей Рожков, зам. директора МИП «Системный интегратор здоровья»:
- Теперь я знаю, в каком направлении мне двигаться и с чего начинать – это первое. А второе: нашлись интересные мне партнёры, проектом заинтересовались московские бизнес-ангелы, и это для меня самое важное. Я очень рад, что пришёл на программу, и всё так сложилось…

Инновационная инфраструктура УрФУ (www.inno.urfu.ru).
Создана в сентябре 2010 г. для развития наукоемкого бизнеса путем коммерциализации результатов научных исследований и разработок в сфере высоких технологий. В настоящее время включает более 75 малых инновационных предприятий, несколько инновационно-внедренческих центров и подразделения системы поддержки развития наукоемкого предпринимательства (от генерации инновационных идей до производства инновационной продукции).

За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, к главному специалисту Управления инновационного маркетинга (УИМ) УрФУ Евгении Фёдоровой (тел.: (343) 375-48-24, +7(902)262-01-48, e-mail: fedorova220185@yandex.ru).