Государство и бизнес - зоны ответственности

   Вопрос построения в России новой инновационной экономики чрезвычайной важности — от его решения зависит войдет ли наша страна в число лидеров мирового прогресса или останется сырьевым придатком, обслуживающим страны «золотого миллиарда». Безусловно, модернизация — задача государственного масштаба. Но только ли государство должно стимулировать инновационную активность? Очевидно, что и бизнес не может и не должен оставаться в стороне от решения актуальных задач формирования будущего отечественной экономики.
   Сегодня нам крайне необходимо определить сферы ответственности государства и бизнеса в процессе строительства инновационной экономики. Какую выбрать модель их взаимодействия? И как наладить гармоничное сотрудничество всех составляющих в интересах развития нашей экономики? Об этом рассуждали эксперты отрасли.


Государство и бизнес - зоны ответственностиЕвгений Кузнецов, Директор департамента развития и коммуникаций ОАО "Российская венчурная компания"

   Инновационная экономика — это вовсе не что-то особенное, уникальное и абсолютно новое. Это нормальное состояние любой современной экономики в развитой стране.
   Соответственно, когда мы говорим о развитии инновационной экономики, мы, прежде всего, говорим о снятии неких барьеров и о создании вообще нормальных условий для развития современной рыночной экономики в России. Вопрос какова в этом процессе роль государства и бизнеса сводится к тому, на какой фазе развития современной постиндустриальной экономики мы находимся. А также, что необходимо сделать, дабы максимально приблизится к современным формам.
   Первый вопрос, может ли наша экономическая среда сегодня развиваться такими темпами, какими это нужно государству? Ответ будет, скорее всего, отрицательный. Исходя из опыта России и других стран в 90?х годах прошлого века, есть основания полагать, что само по себе дерегулирование не означает развитие современной экономики. Кроме того, дерегулирование естественным образом может привести к деградации экономики. Просто потому, что гораздо проще торговать сырьем, а не производить наукоемкий и инновационный продукт. Соответственно, те страны, которые поставили перед собой задачу ускоренного экономического развития, вводят кроме дерегулирования и меры стимулирования развития экономики нового типа, создавая государственные проекты и соответствующие институты.
   Таким образом, если мы говорим о том, кто должен заниматься инновационным развитием, то этим, безусловно, должен заниматься частный бизнес, но действовать он должен при активной помощи и поддержке, стимулировании государства.
   Второй вопрос, каким образом государство должно это делать? Здесь одна из проблем заключается в том, что институциональная среда, начиная от законодательства и заканчивая бизнес-климатом, выстроена под задачи индустриальной экономики. То есть задачи обеспечения деятельности крупных государственных субъектов, которая, как правило, связана с сырьем или с институциональными формами промышленного производства. Соответственно, в такой среде, где основным субъектом являются крупные корпорации, развитие инновационного сектора будет проходить весьма проблематично. Крупные корпорации не имеют стимула для инноватики, а малые и средние предприятия далеко не в полной мере наделены необходимыми условиями для развития, защитой и поддержкой государства. Поэтому, на первый план выходит задача — снять барьеры и создать постиндустриальную институциональную среду, которая была ба лояльна к стартапам, венчурным фондам, малым компаниям, то есть, ко всем, тем институтам, без которых инновационная экономика не строится в принципе.
   Эта очень важная задача государства, и руководство страны начинает это понимать. Мы уже видим первые позитивные сдвиги и надеемся, что уже в ближайшее время придет и понимание того,?— каким должен быть ключевой субъект развития российской экономики — олигархическая компания или малое высокотехнологичное предприятие.
   Еще одна проблема состоит в том, что у нас долгое время не хватало ресурсов для стимулирования инновационного развития. Не секрет, что инновационный бизнес практически во всех развитых государствах вырастал на основе крупных государственных и военных программ. В постсоветской России та кие программы практически не финансировались. Для того, чтобы малая компания подхватила инновационный путь развития должны сложится не только институты, но и практики. Должны сложиться профессиональные сообщества, появиться коммуникационные инструменты. То есть, определенная среда. А дальше бизнес уже сам найдет объекты и субъекты инвестирования. В России в этом отношении сделан очень мощный рывок, благодаря тому, что государство создало целую плеяду институтов развития, которые задали определенные векторы. Кроме того, созданы необходимые финансовые потоки в тех направлениях, в которых готов развиваться технологический бизнес.
   Сейчас стоит задача скорее некоторого усовершенствования институтов развития. Возможно увеличение масштабов их деятельности и расширение возможностей. Перед ними стоит серьезная задача выйти на более интенсивный путь поддержки и развития малых компаний, частных фондов и так далее. При этом в данный момент, решению этой задачи препятствует не безынициативность или неготовность государства, а отставание самой институциональной среды, инновационного сообщества. Но и над этим мы сейчас активно работаем совместно с нашими партнерами по институтам развития. В том числе в рамках Сколково, площадки на базе которых можно облегчить путь технологического предпринимателя, финансирования. В данный момент основная задача лежит не сколько на государстве, которое и так уже сделало достаточно шагов, сколько на самом сообществе, которое должно в оперативной форме адаптироваться и понимать какого рода процессы оно может ключиться.
   И наконец, я бы заострил внимание еще на одной проблеме, решением которой должно заниматься государство — образование. Современные российские потенциальные технологические лидеры зачастую безграмотны и абсолютно не способны мыслить категориями инновационного продукта, развития инновационной компании. Поэтому, на государстве в первую очередь, на инновационном сообществе лежит ответственность по скорейшему внедрению бизнес-образования в технологическое. Мы этим также пытаемся интенсивно заниматься, взаимодействуем в этом направлении со многими вузами. К сожалению, многое зависит не только от нас, а от того, как скоро придет понимание, что бизнес-образование это не только подготовка менеджеров и управленцев для госкорпораций, но и подготовка предпринимателей, антрепренеров, специалистов венчурной индустрии. Это проблема, без решения которой двигаться по инновационному пути наша экономика не сможет. Специалисты старой формации просто не в состоянии это обеспечить.

Государство и бизнес - зоны ответственностиЭлина ЮРИНА, Член биржевого совета ФБ ММВБ, руководитель проектного офиса РИИ ММВБ.

Работает над совместным проектом ММВБ и «Роснано» по развитию биржевой площадки «Рынок инноваций инвестиций». РИИ ММВБ призван содействовать привлечению инвестиций, прежде всего, в компании малой и средней капитализации, компании инновационного сектора российской экономики.

   В процессе решения общественно значимых задач — таких, как формирование инновационной экономики, государство и бизнес должны идти навстречу друг другу, должны работать механизмы частно-государственного партнерства (ЧГП). О подобном взаимодействии государства и бизнеса говорится уже несколько лет, но успешных примеров этого пока совсем немного.
   Разделение функций в таком партнерстве логично и понятно: государство создает условия для развития бизнеса, обеспечивает, при необходимости, поддержку в виде льгот и субсидий. Также государство может финансировать инфраструктуру. Бизнес, в свою очередь, инвестирует деньги в создание и развитие эффективных проектов, создает рабочие места, платит налоги.
   Что происходит сейчас на практике — со стороны государства для хороших и эффективных бизнес-проектов может быть обеспечена помощь в нахождении производственных площадок, может оказываться содействие в подготовке квалифицированных кадров. Подобные процессы в сфере инновационной экономики, начались около двух лет назад.
   Для совершенствования механизмов ЧГП в инновационной сфере мы запустили биржевую площадку «Рынок Инвестиций и Инноваций» (РИИ), инициатором которого стал бизнес (ММВБ), а поддержку оказало государство в лице «Роснано». В рамках этой площадки формируется финансовая инфраструктура и объединяются усилия по созданию благоприятной среды привлечения инвестиций в инновационную экономику, в первую очередь в бизнесы малого и среднего размера.
   При непосредственной поддержке администраций регионов РИИ формирует листинговых агентов — «упаковочные компании», которые дают бизнесу доступ к инфраструктуре. Кстати, одна из проблем инновационного бизнеса — малого и среднего в особенности — большие транзакционные издержки и административные барьеры. Через создаваемую нами инфраструктуру бизнесы получают прямые выходы на крупных заказчиков, консалтинг по взаимодействию с регионами, поддержку и льготы на региональном уровне. Таким образом, издержки бизнеса снижаются, административные барьеры ликвидируются.
   В итоге, площадка РИИ консолидирует деятельность финансовых институтов и государственных институтов развития, частных инвесторов и, таким образом, создаются условия для реализации и развития инновационных проектов. Данный механизм, на мой взгляд, как раз и может считаться удачным примером гармоничного сотрудничества государства и бизнеса в интересах развития отечественной экономики.