Отрасли: чемпионы и аутсайдеры привлечения инвестиций

Отраслевое распределение инвестиций в США в 1 квартале 2011 года

Согласно данным Dow Jones VentureSource, инвесторы вложили $6,4 млрд в 661 сделку с американскими венчурными компаниями в первом квартале 2011 года, то есть на 35% выше по сумме и на 5% по количеству сделок по сравнению с этим же периодом прошлого года.


В первом квартале компании с ориентацией на бизнес и финансовые услуги привлекли $935 млн в рамках 125 сделок, на 17% больше средств и на 21% больше сделок по сравнению с тем же периодом позапрошлого года. Инвестиции в рекламные технологии и услуги составили наибольшую долю сделок в этом сегменте. В последнем квартале рекламные компании привлекли $306 млн в рамках 43 сделок.


Компании, занимающиеся потребительскими услугами, получили $1,2 млрд в рамках 106 сделок, почти удвоив сумму за аналогичный период прошлого года — $517 млн и 102 сделки. Сектор информационных потребительских веб-услуг, включающий в себя социальные сетевые сервисы, игры и торговые интернет-компании, получил большую часть инвестиций в потребительские услуги?—?$875 млн и 81 сделка. Эта сумма почти в три раза больше прошлогодней за тот же период, а вот количество сделок увеличилось только на 7%.


«Высокий уровень инвестиций наблюдается только в некоторых веб-компаниях, ориентированных на пользователей»,?—?говорит Скотт Остин, редактор Dow Jones VentureWire.?—?Несколько крупных раундов повысили общий объем инвестируемого капитала, но средняя сумма привлеченных средств потребительскими компаниями?—?это умеренные $4 млн. Такая сумма ненамного ниже результатов в первом квартале прошлого года и составляет менее половины от среднего размера раундов в 2000 году, приведшего к взрыву пузыря доткомов»


IT-компании привлекли $1,6 млрд в рамках 212 сделок, на 10% и 16% выше предыдущих показателей соответственно. Возобновились инвестиции в сектор ПО?—?венчурные капиталисты выказали интерес к техническим средствам предприятий. Компании-разработчики ПО завершили 152 сделки на сумму $741 млн, на 24% больше сделок и на 10% больше инвестированного капитала.

Отраслевое распределение инвестиций в Европе в 1 квартале 2011 года



По оценкам экспертов, в России доля венчурных капиталовложений в сектор IT достигает 15-20% российского рынка венчурного инвестирования. Точно определить структуру венчурного рынка России традиционно нелегко?—?определение венчурных инвестиций в российской деловой практике размыто само по себе, к тому же компании не спешат публиковать данные о полученных или сделанных вложениях.
Своеобразным индикатором рынка принято считать деятельность РВК, активность которой, по некоторым оценкам, обеспечивает около половины всего российского рынках венчурных капиталовложений. В 2010 г. доля инвестиций РВК в сектор информационных технологий составила 17% от общих вложений в различные секторы экономики, в то время как средний показатель за период 2007-2010 составил 21%.

Отраслевое распределение инвестиций в России

Сокращение доли инвестиций в IT-сектор в 2010 г. по сравнению с усредненным показателем за предыдущие четыре года едва ли можно трактовать как признак снижения интереса к отрасли. Структуру распределения по отраслям в значительной степени определяют размеры конкретных сделок, а не их число, так как российский рынок венчурного инвестирования отличается высокой концентрацией. По некоторым оценкам, крупная сделка Mail.ru Group в 2009 г. составила около половины общего объема венчурных сделок. В 2010 г. деловая активность в отрасли IT продолжала расти. Не только РВК, но и частные игроки начали проявлять интерес к этому сектору. К примеру, компания «Яндекс» объявила о создании собственной венчурной программы, нацеленной на финансирование стартапов, а также провела подготовку к IPO, весьма успешно осуществленному в 2011 г.




Отраслевое распределение инвестиций в Израиле в 1 квартале 2011 года


Характеристики отрасли IT
США



Активный интерес инвесторов распространяется не на все компании высокотехнологичного сектора, а в первую очередь на сравнительно небольшой их круг, в который входят крупнейшие социальные сети, наиболее успешные производители игр и некоторые другие.


Европа
Россия