«Большая пятерка» представляет угрозу для технологических стартапов

В минувший четверг свою отчетность обнародовали компании Snap Inc. и Blue Apron. Первая компания занимается развитием социального сервиса Snapchat, а вторая — доставкой продуктов питания с рецептами. Данные стартап-компании имеют между собой много общего. Обе они ориентированы на потребителей, а также вышли в этом году на публичный рынок. Кроме этого, обе компании продолжают терять прибыль. В последнее время создать успешный стартап становится все сложнее из-за доминирования на рынке компаний из «большой пятерки». Речь идет о Microsoft, Apple, Facebook, Amazon и Google.

И Blue Apron, и Snap уже успели испытать на себе конкурентное давление со стороны отмеченных выше игроков. В середине прошлого месяца интернет-ритейлер Amazon вложился в приобретение компании Whole Foods, что заставило руководство Blue Apron сократить диапазон IPO с 15–17 до 10–11 американских долларов.

На пути у владельца мессенджера Snapchat оказалась компания Facebook, которая пытается остановить рост Snap с 2013 года, когда основатель социального сервиса Э. Шпигель отверг предложение Цукерберга о продаже проекта. В конце лета прошлого года разработчики принадлежащего Facebook фотошерингового сервиса Instagram запустили раздел Stories, полностью скопированный из мессенджера Snapchat. Далее, на протяжении следующего года разработчики Facebook последовательно копировали функции сервиса Snapchat в собственные продукты. За это время разделу Instagram Stories удалось набрать 250 млн пользователей, в то время как объем всей пользовательской аудитории Snapchat составляет всего 173 млн человек.

Опыт Snap и Blue Apron обескураживает инвесторов стартап-компаний и их основателей, мечтающих о создании собственного проекта масштабов Facebook или Amazon. Пяти крупнейшим технологическим компаниям США удалось достичь беспрецедентной власти и огромного богатства. Их совокупный объем рыночной капитализации достигает триллионов американских долларов, а свободный денежный поток измеряется миллиардами долларов.

При этом каждой из них приходится удовлетворять растущий аппетит Уолл-стрит, из-за чего они нуждаются в новых клиентах и пользователях с целью наращивания объемов выручки, что не оставляет никаких шансов начинающим стартаперам на успешную реализацию собственных проектов.